Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

МК: О рачительности и расточительности, или О том, как жить беднее, но проще и спокойнее

13.04.2015

К числу природных богатств, которыми природа щедро наделила Бурятию, следует отнести и минеральные источники.

Но если одни из них используются давно и всерьез (Аршан и Горячинск, хотя и по поводу загрузки этих курортов возникают вопросы), то о других такого не скажешь. Особенно удивительно, когда крайне слабо или почти никак не используются источники вблизи Улан-Удэ.

На живописном левом берегу Селенги, на окраине села Ильинка Прибайкальского района находится Питателевский термальный источник с потрясающей логистикой — рядом с железной дорогой и федеральной трассой и в 54 км от столицы Бурятии.

Врач И.Л.Питателев первым обратил внимание на него и попытался в 1914 году организовать здесь курорт, но в результате он был создан только в 1928-м. Минеральная вода в то время вскрывалась на берегу Селенги двумя колодцами. В период больших паводков в 1933 и 1936 годах часть левого берега с колодцами была размыта. Выход термальных вод оказался в самом русле реки, поэтому курорт прекратил существование. Бурятское геологическое управление в 1960-1969 годах под руководством И.М.Борисенко провело детальную разведку Питателевского источника. Источник вскрыли в коренных породах глубокими (до 400 м) скважинами, что дало возможность возродить курорт.

Эксплуатационные запасы воды составляют 1987 куб.м в сутки. Часть скважин фонтанирует азотной водой с температурой 65-75оС. Дебет 4-5 кубометров в час. Вода хлоридно-сульфатная натриевая при минерализации 1,7-2,0 г/л, содержание кремнекислоты 100-200 мг/л. Воды слаборадиоактивные, содержат немного фтора и сероводорода. Показаны для лечения органов движения (артриты, полиартриты, болезни позвоночника), болезней нервной системы (радикулиты, ишиасы, плекситы), кожи, некоторых гинекологических заболеваний.

Широкая зеленая долина, березовые колки, близость полноводной Селенги, цепь невысоких гор, покрытых смешанным лесом, высокие лечебные свойства минеральной воды, благоприятный здоровый климат, хорошее транспортное сообщение, близость Улан-Удэ притягивали сюда немало отдыхающих. В 1968 году был организован сезонный санаторий «Ильинка» на 300 мест. В целях бальнеолечения в ванном корпусе использовали скважину №61. Однако в 1990-х годах во время экономического кризиса лечебница практически прекратила свою работу.

Сейчас в этом месте находится Ильинский детский противотуберкулезный санаторий. Но термальная вода горячим потоком стекает по склону. Никому не нужная, даже для отопления домов или теплиц…

А есть термальный источник еще ближе к Улан-Удэ — в поселке Хойто-Бэе, рядом с аэропортом. Обнаружен он был случайно около 5 лет тому назад. Местный житель пробурил скважину — неглубокую, всего метров 8. Пошла вода. И тут хозяин стал замечать, что шланг у него в руках начал греться. Дальше — больше. Итог — источник кремнистой азотной термальной воды с температурой 74оС. Но вода используется только хозяевами участка. Они довольны — круглогодичная горячая вода облегчает содержание и выращивание скота.

Вот так расточительно и бесхозяйственно мы «используем» природные ресурсы. А могли бы взять пример с той же Камчатки. В 70 км юго-западнее Петропавловска-Камчатского находится село Паратунка, знаменитое своими лечебными термальными водами. Вода там, кстати, почти такая же, как в описанных выше источниках: слабоминерализованные азотные щелочные кремнистые термы. По ионному составу — сульфатно-хлоридные натриево-кальциевые с температурой 42,5оС. Но на базе этих источников построено более 30 гостиниц, в том числе пятизвездочных, туристических баз отдыха и санаториев, в том числе малобюджетных, в формате практически пионерских лагерей. Пишу об этом уверенно, потому как испытал и «пионерлагерь», и шикарный отель на Паратунке в разные годы. На Камчатке наиболее уважаемых гостей селят именно здесь, предпочитая каждый день возить в краевой центр и обратно. Тут же расположен одноименный военный санаторий. Благодаря уникальным свойствам воды выпускается термальная вода-спрей «Паратунка».

Камчатка нам должна служить примером (в смысле использования термальных вод). У нас же дело доходит до того, что санатории на термальной воде действуют только в летний период, хотя могли бы отапливаться дармовым теплом, например, «Хакусы». Ведь туда легче было бы добираться зимой по льду, чем летом по воде. Но сейчас там и работавшие когда-то на дармовом тепле теплицы уже разгромили!

В свое время мощными термами забила скважина около Истока Кабанского района. Местные жители стирались и мылись в этой воде. А в Улан-Удэ срочно подготовили проектно-сметную документацию мощного тепличного комплекса. Но не тут-то было. Сельчане забили скважину камнями — «нехай не течет!». Так проще и спокойней.

А какой санаторно-гостиничный комплекс можно было отстроить в Хойто-Бэе? Ведь это вообще пригород Улан-Удэ — не чета Паратунке, до которой от Петропавловска-Камчатского 70 км ехать по не слишком хорошей дороге, зачастую с обледенением и туманами.

Так сколько мы еще так будем жить? Пусть беднее, но проще и спокойней? И винить в своем прозябании кого угодно, но только не себя?

http://ulan.mk.ru/articles/2015/04/08/o-rachitelnosti-i-rastochitelnosti-ili-o-tom-kak-zhit-bednee-no-proshhe-i-spokoynee.html