Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Жарчиха: разрабатывать или нет?

08.04.2013

Прошли общественные слушания по предпроектной документации горнорудного предприятия по добыче и переработке руд - Жарчихинского молибденового месторождения. 4 апреля они прошли в Тарбагатае, а 5 апреля – в помещении Геологического института СО РАН в Улан-Удэ. При этом результаты получились разные.
Освоение Жарчихинского месторождения, действительно, вызывает вопросы. Месторождение небольшое, но перспективное благодаря расположению в экономически развитом районе. Есть дороги, электроэнергия, трудовые ресурсы.
С другой стороны, оно находится недалеко от берега Селенги. Ниже - Улан-Удэ со Спасским водозабором. Да и воду свою Селенга несет в Байкал.
Поэтому разработка месторождения должна быть экологически безупречна. Первоначальные варианты освоения этого не гарантировали. Наиболее экономически выгодно применить метод подземного выщелачивания. В этом случае руда не извлекается - по скважинам в толщу месторождения нагнетаются активные растворы. После того, как они насытятся металлом, выкачиваются на поверхность. Но при этом никто не может поручиться, что агрессивные растворы не попадут в Селенгу.
Другой вариант – классическая добыча руды и ее переработка. Он чреват взрывными работами с пылью, а также большим объемом отходов производства, поскольку содержание молибдена в руде мизерное. Опять же такие работы чреваты загрязнением Селенги.
Тем не менее, ООО «Прибайкальский ГОК» получило лицензию на месторождение. Предпроектную документацию разработало ЗАО «Питергорпроект», уже имеющее опыт работы в Бурятии.
Проектировщиками запланировано проведение щадящих взрывов с пылеподавлением. Все производственные объекты, склады руды, отвалы и хвостохранилища вынесены от Селенги по другую сторону местного водораздела. Пылеподавление предусмотрено и на автомобильных дорогах. Социально-экономический же эффект освоения месторождения очевиден: в Тарбагатайском районе сейчас явная нехватка рабочих мест и налоговых поступлений.
Несмотря на то, что предпроектная документация не относится к объектам обязательной государственной экологической экспертизы, ООО «Прибайкальский ГОК» решило ее пройти. Это привело к существенным расходам на подготовку документации, организацию общественных приемных, проведение общественных слушаний.
Но тут вмешалось Бурятское региональное объединение по Байкалу. Активисты общественной организации совершили три поездки в Тарбагатай и Пестерево, сформировав «инициативную группу». Сия группа численностью около 130 человек дружно пришла на общественные слушания в Тарбагатае. Вела себя она безобразно. Выступавших заглушали выкриками, проявляя неуважение как к известным в Бурятии людям, так и приезжим из Москвы, Санкт-Петербурга и Читы.
Обструкция сопровождалась криками: «Карьера не будет!», «Нас хотят отравить!». Требовали не рассказывать о технологии переработки руд, поскольку они якобы добываться не будут. Доходило до захвата микрофона. Естественно, итог голосования был не в пользу освоения месторождения.
На следующий день слушания в Улан-Удэ прошли в ином ключе – быстро и по-деловому. Инициативу перехватил новый член Совета Федерации Арнольд Тулохонов. В переполненном зале нашлось лишь 9 противников освоения месторождения. Ими оказались все те же активисты БРО по Байкалу и «инициативники» из Тарбагатая.
БРО по Байкалу намерено также провести общественную экологическую экспертизу предпроектных материалов. А ООО «Прибайкальский ГОК» направит их на государственную экологическую экспертизу.
Противостояние продолжается.

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта