Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Авиация в болоте

19.07.2012

В последнее время в Бурятии на самом высоком уровне заговорили о развитии малой авиации. Для большей части населения республики эти проблемы не очень понятны. Но, для тех, кто «в теме», это острейшая проблема.

Недавно я прочувствовал важность этого вопроса на себе. Слетал из Улан-Удэ в Таксимо и обратно. Цена билета – 15600 рублей. При счастливом стечении обстоятельств в Москву можно слетать дешевле. Самолет летает всего лишь 2 раза в неделю. Билеты достать трудно.

Особенно «веселым» было возвращение. Меня предупредили, что грунтовая полоса могла не выдержать трехдневного ливня. Полоса выдержала, но в аэропорту не было электроэнергии. Все вещи на досмотре пришлось выкладывать из сумки вручную. Самолет летел через Нижнеангарск. Итого 2,5 часа в громыхающем и дребезжащем Ан-24. В Нижнеангарске пассажиров под палящим солнцем держали на взлетной полосе – ни присесть, ни попить, ни пописать. Иностранцы сильно удивлялись.

Но ведь по Бурятии больше никуда самолеты вообще не летают! Даже так! Только в Нижнеангарск три раза в неделю! А ведь еще недавно самолеты из Улан-Удэ летали в Орлик, Кырен, Закаменск, Петропавловку, Горячинск, Усть-Баргузин, Баргузин, Курумкан, Хоринск, Сосново-Озерск, Багдарин.

Баунтовский район – особая песня. В ряд населенных пунктов половину года можно добраться только по воздуху или на гусеничном вездеходе. Поэтому наличие доступного авиасообщения – социальная проблема.

Причем только за аэропорт в Нижнеангарске не стыдно – приличное двухэтажное здание, искусственная взлетно-посадочная полоса. А в Кырене, Закаменске и Петропавловке полосы вообще умудрились застроить. По-видимому, другого ровного участка в окрестностях не нашли. На полосе в Горячинске выросли вполне уже серьезные сосны.

Между тем восстановление малой авиации жизненно необходимо для Бурятии. Прежде всего это касается мест развития туризма. Именно аэропорт Горячинска должен стать воздушными воротами особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Гавани бывают воздушными, не так ли?

В Усть-Баргузин могли бы полететь туристы, направляющиеся в Максимиху, на берега Баргузинского и Чивыркуйского массива, вершины Святого носа. Через аэропорт Кырена могли бы отравляться посетители курортов Аршан, Нилова пустынь, Хонгор-Ула, Жемчуг, Шумак, альпинисты и сплавщики. Славится своими минеральными источниками и Курумканский район, хотя сейчас недоделанная автомобильная дорога может отпугнуть от их посещения кого угодно.

Аэропорты Орлика, Закаменска, Сосново-Озерска, Багдарина и Таксимо интересны не только туристам, но и добытчикам природных богатств, в первую очередь минеральных и лесных. Представьте, как сейчас едут на вахту работники «Бурятзолота», живущие в Закаменске! Автотранспортом от Закаменска до Улан-Удэ, а потом из Улан-Удэ через Слюдянку и Монды в Самарту!

Конечно, вопрос налаживания внутриреспубликанского авиасообщения не так прост. Необходимо восстанавливать или строить заново взлетно-посадочные полосы и аэровокзалы. Необходимо приобретение новой авиационной техники, современной и комфортабельной. Нужны специалисты, которые все это будут обслуживать.

Но все это необходимо. Если мы собираемся развивать туризм, осваивать природные богатства, в конце концов, обеспечить минимальные потребности мобильности жителей многочисленных «медвежьих углов» Бурятии, мы просто обязаны решить эту проблему.

И решение может быть именно политическим, на высшем уровне государственной власти Российской Федерации. Иначе мы не вытащим местную авиацию из нынешнего болота.

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта