Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Благими намерениями вымощена дорога в ад

20.07.2015

Проблемы Байкала и жителей его побережья обостряются на глазах. В преддверии Гражданского форума, намеченного на октябрь, комиссия по экологии и природопользованию Общественной палаты Бурятии и Рабочая группа по экологии и лесу Общенародного фронта начали серию круглых столов в прибрежных районах. Первый из них прошел в с. Посольское Кабанского района. В результате выясняется, что принятие новых природоохранных нормативных актов не разрешает, а усугубляет экологические проблемы.

На небольшой территории побережья Байкала сошлись пять различных природоохранных территорий: Участок Всемирного природного наследия, Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, водоохранная зона озера Байкал, прибрежная защитная зона озера Байкал, рыбоохранная зона озера Байкал. Для каждой из них существует своя система запретов. В чем-то они дублируют друг друга, в чем-то дополняют, в чем-то противоречат. А для рыбоохранной зоны запреты еще не приняты. Ждем дальнейших сюрпризов.

При этом не надо забывать, что на Байкальскую природную территорию приходится 62,7% территории Бурятии, но при этом 93% ее населения. В результате экологических ограничений из-за «байкальского фактора» прямые убытки Бурятии в последние годы составляли 14-17% ВРП. С установлением в марте этого года беспрецедентно широкой водоохранной зоны от 10 до 80 км от уреза воды убытки возрастут кратно.

С каждым запретом жизнь на берегах Байкала все труднее. Экономика давно уже не развивается. Становится трудно уже не жить, а выживать. Но никто из авторов запретов, а это, прежде всего, Правительство Российской Федерации, не собирается компенсировать убытки.

Даже ЮНЕСКО исключило из Участка Всемирного природного наследия пять городских поселений. Действительно – о какой ненарушенной природной среде в их пределах можно говорить? Но Правительство РФ включило в водоохранную зону 75 населенных пунктов Бурятии с постоянным населением 78,5 тысяч человек. К ним надо прибавить горожан, которые временно или постоянно живут на Байкале. И не стоит забывать о туристах, на которых мы так рассчитываем.
Российское законодательство в сфере сохранения экосистемы озера Байкал сводится к запретительным и ограничительным мерам. Оно вообще не рассматривает существование человека на Байкале. Хотя люди здесь жили с палеолита, а статусу Участка Всемирного природного наследия нет еще 20 лет.

При этом система запретов противоречива. В Центральной экологической зоне запрещена добыча полезных ископаемых, но можно добывать общераспространенные полезные ископаемые для местных нужд. В водоохранной зоне запрещена добыча общераспространенных полезных ископаемых, за исключением необходимых при разработке других полезных ископаемых. В результате нельзя добывать торыф и сапропель для удобрения полей и строительные материалы для строительства дороги и туристических объектов.

В водоохранной зоне запрещено движение и стоянка транспорта вне дорог и площадок с твердым покрытием. А в Центральной экологической зоне запрещено строительство дорог, если для этого необходим перевод лесных земель в нелесные. То есть запреты схлапываются, делая дальнейшее существование людей невозможным.

Особенно умиляет запрет на мойку автомобилей. Так что такси в прибрежных районах можно не красить в желтый цвет – под грязью заметно не будет. Это горькая шутка.

Но в целом ощущается отсутствие ответственности российского правительства за жизнь людей на Байкальской природной территории. Не действует основной принцип статьи 5 Закона «Об охране озера Байкал» - сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития. На самом деле никакого развития нет. Новые рабочие места не создаются. Население не только отчуждено от принятия жизненно важных для него экологических решений, но и ощущает ущемление своих конституционных прав в сфере жилищного строительства и земельных отношений. Все это вызывает рост недовольства и напряженности.

Практически срываются все планы строительства важнейших объектов. Только по четырем Федеральным целевым программам это 23 объекта, не считая переселения из ветхого и аварийного жилья зоны БАМ, на общую сумму 4,3 миллиарда рублей. Плюс Республиканская адресная программа переселения из аварийного жилищного фонда – еще 3,6 миллиарда рублей. Плюс муниципальные программы развития. Плюс многочисленные проекты строительства, реконструкции или расширения туристических объектов.

Сейчас обсуждаются в основном две ситуации. Это принятие распоряжения Правительства РФ от 05.03.2015 г. № 368-р об установлении границ водоохранной зоны. Такой документ, значительно ограничивающий права людей и требующий колоссальных затрат, был принят без экологической экспертизы и общественных обсуждений (по крайней мере в Бурятии). Нет никаких переходных положений, распоряжение вступает в силу с момента подписания, а не опубликования, как все документы, ограничивающие права. В пояснительной записке сказано, что его принятие не требует затрат со стороны федерального бюджета. А кто тогда их должен нести? Дотационная Бурятия или нищее местное самоуправление? Направили хотя бы на решение этих вопросов выгоду от использования байкальской воды гидроэнергетикой и предприятиями Иркутской области.

Помимо этого, внезапно возникла проблема ограничения оборота земельных участков в пределах Участка Всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Опять же незаметно для жителей Бурятии был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ. Им в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса («Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки») была включена поправка: «4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками».

Поначалу эту поправку никто и не заметил. Но с марта этого года ее начали применять. Чем это грозит, проиллюстрирую на примере. В 2014 г. Анатолий ЮРОВ с аукциона получил право аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в с. Дубинино. Аренда составила 7 тысяч рублей в месяц. В администрации Кабанского района пояснили, что высокий тариф аренды должен способствовать скорейшему строительству дома. По завершении строительства договор расторгается, земельный участок оформляется в собственность. За год дом был построен. Но в марте этого года А. ЮРОВУ отказали в оформлении участка в собственность, ссылаясь на ст. 27 земельного кодекса. И предупредили, что в случае разрыва договора аренды участок станет считаться бесхозным с возможностью предоставления другим лицам. А. ЮРОВ так и не станет владельцем участка, на котором стоит его дом, и будет платить арендную плату 7 тысяч рублей в месяц.

Кроме того, начался процесс опротестования Прокурором республики Бурятия предоставления участков дачным некоммерческим товариществам. Первой жертвой стало ДНТ «Родник» в Прибайкальском районе. Причем участок вовсе не на берегу Байкала, а вдоль трассы автомобильной дороги «Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан», 151 км вправо 30 м. Предоставлен в аренду он был в 2012 г., а в собственность – в 2014 г.

В решении Арбитражного суда указано: «В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что спорный земельный участок находится в Центральной экологической зоне байкальской природной территории, где, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 643 от 30.08.2001 запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов». Вот так. И не меньше. Исковые требования Прокурора Республики Бурятия удовлетворены полностью. Сделка по передаче земельного участка в собственность ДНТ «Родник» признана недействительной. А то, что за эти годы люди затратили на обустройство своих участков значительные средства, наши власти не волнует.

Сейчас в связи с ограничением оборота земельных участков возникла еще одна проблема. По закону многодетным семьям земельные участки для индивидуального жилищного строительства выделяются в собственность бесплатно. Но на основании все той же ст. 27 Земельного кодекса районные администрации им в этом отказывают. Предлагая эти участки в аренду. А откуда у сельских многодетных семей такие деньги?

Усугубляющиеся и нарастающие ограничения делают невозможным не только экономическое развитие, но и сохранение экономического потенциала. Из прибрежных сел молодежь уезжает, а старики умирают. А те, кто остаются, вынуждены переходить в нелегальный бизнес: незаконные ловлю рыбы, охоту, лесозаготовку, обслуживание туристов, чем наносят еще больший урон природе. Голодный человек охранять природу не может, он ищет в ней возможность пропитания для себя и своей семьи.

Такое развитие событий чревато усилением отрицательного антропогенного влияния на экосистему озера Байкал и возможностью социального взрыва. Мало не покажется.


Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта