Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Хотели как лучше: Бурятнедра ликвидируются

02.12.2013

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской подписал приказ о реформировании структуры Федерального агентства по недропользованию (Роснедра). До апреля будущего года Федеральное агентство должно перейти на новую систему размещения своих территориальных отделений. Их количество сократится в несколько раз – с существующих 86 до 11. Агентство по недропользованию по Республике Бурятия (Бурятнедра) ликвидируется.
По новой схеме территориальные органы Роснедр будут размещаться в каждом федеральном округе, а не в каждом регионе. В их ведомство будет входить весь федеральный округ. При этом в трех федеральных округах (Центральном, Дальневосточном и Сибирском) будут действовать по два отделения Роснедр.
По заявлению С. Донского, эта реформа должна повысить качество контроля исполнения лицензионных соглашений, а также повысить эффективность управления территориальными органами Роснедр. При этом целый ряд административных процедур будет значительно упрощен.
Реформа вызывает беспокойство среди недропользователей, которые считают, что вывод территориальных отделений Роснедр на уровень федеральных округов и их значительное сокращение может наоборот создать дополнительные административные барьеры и усложнит многие процедуры, связанные с документацией.
Теперь практически по всем вопросам недропользователям Бурятии придется обращаться в территориальное управление в Красноярске. Это явно не улучшит ситуацию с освоением и эксплуатацией месторождений полезных ископаемых в Бурятии, которая и так оставляет желать много лучшего.
Несмотря на то, что на территории Бурятии разведано 700 месторождений, эксплуатируются единицы. Добыча золота не достигает и 6 т в год – меньше некоторых месторождений. Добывается уголь, но Бурятия сама снабжается им из Красноярского края и Иркутской области. Флюорит извлекается только на Эгитинском месторождении в Еравнинском районе и вывозится без обогащения в Забайкальский край. Уран Хиагдинского месторождения до сих пор добывается в рамках опытно-промышленных работ. Кварцит Черемшанского месторождения вывозится в Иркутскую область для производства технического кремния. Добываются также вулканическое стекло, цементное сырье и нефрит (в основном хищническим способом). И этим практически исчерпывается список наших достижений.
Так что хвастаться особенно нечем. Но федеральному центру наши недра, судя по всему, не очень интересны. Это же не нефть и газ, которые, собственно, и позволяют наполнять федеральный бюджет. А возможности республиканских властей ограничены общераспространенными полезными ископаемыми, в основном строительными материалами. Хотя и Бурятия самостоятельно может распорядиться такими интересными полезными ископаемыми как торф, сапропель и битум.
Но и тут нет особенного энтузиазма. Хотя торф и сапропель – непревзойденные удобрения. И в них так нуждается бедная песчаная почва Бурятии. Битум, наверное, тоже проще покупать по баснословной цене у «Ангарскнефтеоргсинтеза», чем добывать у себя. А для производства асфальтобетона, учитывая наши масштабы дорожных строительства и ремонта, битума надо немало.
Что уж тут говорить, если гранит для мемориала Победы привезли из Индии, а для театральной площади – из Германии. И это в самый гранитный регион мира! Очевидно, пилить деньги приятней, чем камень.
Помнится, двадцать лет назад видел в Манчжурии закусочную под вывеской «Думать назад». Наверное, так перевели «Воспоминание» или что-то в этом духе. Но это хороший термин для обозначения стиля управленческих решений в России. Мы не можем думать вперед, только назад.
А жаль.

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции