Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

У Байкала можно только дышать

22.02.2012

На прошлой неделе информационное пространство всколыхнуло заявление президента Бурятии Вячеслава Наговицына о необходимости внесения поправок в Закон об охране озера Байкал, чтобы он не сдерживал экономическое развитие региона. Вопрос совершенствования нормативной базы постановлен правильно, хотя запретительные меры содержит не сам закон, а подзаконные акты.

Сейчас ограничения касаются только Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ). Федеральный закон «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 1 мая 1999 г. не содержит точного описания ее границ: «Центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал».

30 августа 2001 г. Правительство РФ приняло постановление № 643, устанавливающее «Перечень видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ». Но границы ЦЭЗ не были определены. На какую территорию распространяется запрет, оставалось неясно более 5 лет! Коллизия разрешилась распоряжением Правительства России от 27 ноября 2006 г. № 1641-р «Об утверждении границ БПТ и ее экологических зон».

Граница ЦЭЗ БПТ проходит по внешнему контуру заповедников, национальных парков, заказников и главным водоразделам основных хребтов. В ЦЭЗ вошли земли 12 районов Иркутской области и Бурятии, 141 населенный пункт, включая Северобайкальск, Байкальск и Слюдянку с 122 тысячами жителей. Под запрет попала деятельность 102 предприятий. Расстояние внешней границы от кромки озера варьируется от 10 до 80 км.

Но при этом водоохранная зона Байкала не была определена. 1 января 2007 г. в законную силу вступила новая редакция Водного кодекса России. Согласно ему, водоохранные зоны озер составляют 50 м, а прибрежная защитная полоса озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение - 200 м. Исключение сделано для Байкала. Статья 65 гласит: "Ширина водоохранной зоны озера Байкал установлена Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Но в законе водоохранная зона лишь упоминается без какой-либо конкретизации. Байкал стал единственным водным объектом России, не имеющим водоохраной зоны. Хотя бы к морю с водоохранной зоной 500 м его приравняли!

Необходимость установления водоохранной зоны озера Байкал отмечена в Постановлении Государственной Думы от 19 апреля 2006 г. 3029-IV ГД "Об обращении к Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову о совершенствовании правового регулирования охраны озера Байкал». Но воз и ныне там, почти 6 лет спустя!

Если исходить из буквы закона, то в водоохранную зону превращается вся ЦЭЗ за исключением акватории, островов и особо охраняемых природных территорий. Но в водоохранных зонах запрещено, в частности, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения и стоянки на дорогах, имеющих твердое покрытие. В пределах прибрежных защитных полос помимо этого запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
То есть такие запреты должны касаться Северобайкальска, большей части Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского и Северо-Байкальского районов! Ни хоронить, ни ездить! Выпас и распашка под вопросом!

На самом деле, сколь бы не были строги меры, зафиксированные подзаконными актами, их легко отменить. Это продемонстрировал председатель правительства России Владимир Путин, внесший поправку в постановление о запрещенных в ЦЭЗ видах хозяйственной деятельности, разрешив варку целлюлозы без бессточного водооборота.
Поэтому так важно по максимуму закрепить принимаемые меры по защите озера Байкал именно законом. Так просто закон не изменишь!

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта