Коллективный член Русского географического общества










Экспертное мнение

Пора воду продавать

12.04.2012

Исполнилось 85 лет со дня рождения первого директора Геологического института СО РАН Федора Кренделева. Человек был неординарный, веселый. С ним связано много баек, в том числе такая. Тогда секретарем местного обкома КПСС был товарищ по фамилии Продайвода. А поскольку науку уважали, Кренделев часто бывал на совещаниях высокого уровня. При этом нередко шутил: «Ну что это такое? Если так дела дальше пойдут, нам придется воду продавать!». Партийные работники шутки понимали плохо, вот и пришлось в итоге Кренделеву уехать в Читу. Еще раз повторю, что это только байка.

Вспомнил я эту байку, зайдя недавно в Елисеевский магазин на Тверской в Москве. Среди разнообразных изысков красуются бутылочки байкальской воды. Стоят они 34 рубля 80 копеек за 0,33-литровую бутылочку. Дороже пива. А разлито в Бурятии, в Выдрино.

При этом меня постоянно коробит, что на совещаниях, организуемых на Байкале, на стол ставят воду невесть откуда. Несколько лет назад на одном мероприятии я с удивлением прочитал на бутылке, что вода новосибирского разлива получена из сетей общего пользования. Сразу вспомнил новосибирскую водопроводную воду. Вернее, свое студенчество. Нас, вчерашних школьников, отслужившие в армии однокурсники заставляли каждую неделю драить унитазы. Иначе они покрывались ржавой коркой. На совещании, которое я проводил в марте, вода была уже подмосковного происхождения.

А ведь небольшие бутылочки байкальской воды могут быть хорошим сувениром. Только надо их выпускать в упаковке, которую можно сдать в багаж. Ведь с водой в ручной клади досмотр в аэропорту не пройдешь.

Конечно, тут не все так просто. Желающих разливать байкальскую воду всегда было хоть отбавляй. Но в мире не принято разливать воду из поверхностных источников (озер и рек). Она не считается достаточно чистой. А вода из скважины не будет иметь такого яркого байкальского имиджа.

Один из выходов – розлив воды с большой глубины. Такую технологию предложил Лимнологический институт СО РАН в Иркутске. Дело идет неплохо – вода, обогащенная обогащенная кислородом, забирается с глубины 400 м. А предприятие отчисляет роялти институту.

Есть также идея строительства водопровода, например, в Китай. С одной стороны, качать воду по трубе гораздо выгоднее разлива и перевозки бутылочек. К тому же вода – не нефть. Если трубопровод прорвет, максимально только что-нибудь размоет. А в наших степях вода будет нелишней. С другой стороны, очень проблематично обеспечить сохранение чистоты воды при такой транспортировке.

И все же Китай - исключительно привлекательный рынок для нашей воды. Культура потребления бутилированной воды у китайцев уже укрепилась. При этом не вся она нормального качества. В прошлом году в Пекине я купил бутылку воды, так ее пить было невозможно.

Просят воды и большие мегаполисы России. Если в той же Москве вскипятить водопроводную воду, по ее поверхности начинают весело перемещаться беленькие кристаллики. При этом поневоле задумываешься о том, как такие кристаллики ведут себя у тебя внутри.

Вода – товар первейшей необходимости, стратегический ресурс. Можно жить, работать и воевать без нефти, а без воды – нельзя. Нам надо понимать, каким богатством мы наделены, бережно его использовать и передать потомкам в первозданном виде.

Евгений КИСЛОВ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции сайта