Научно-практическая конференция «Создание
системы переработки и утилизации отходов в Иркутской области»
прошла в Иркутске. В ее работе приняли участие около ста
представителей муниципальных образований региона, научных кругов,
экологической общественности, предприятий по переработке и
утилизации отходов.
Одна из серьезных задач, которую предстоит решить в Иркутской
области – это рекультивация территории полигонов промышленных
отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Александр
Сутурин, заместитель директора Лимнологического института СО РАН,
сообщил, что шламонакопители и золоотстойники БЦБК занимают площадь
в 350 га, из них непосредственно карты – 123 га. В них накоплено
6,2 млн куб. м шлам-лигнина и 2,6 млн тонн золы. Карты
располагаются в непосредственной близости от озера Байкал.
Проблема рекультивации и утилизации шлам-лигнина обсуждается с 1988
года.
Сначала ее предполагалось решить методом механического уплотнения
твердыми отходами производства. Ожидалось, что по мере реализации
проекта на месте карт – накопителей образуется естественно
осушенный болотный комплекс. Проект был рассчитан на 18 лет
(2000-2017), но уплотнения и осушения до сих пор не произошло.
Карты заполнены на 90–95% шлам-лигнином. Он содержит хлорорганику и
дурнопахнущие токсичные газы: сероводород, метилмеркаптан и
другие.
Был еще план вывезти шлам-лигнин за пределы байкальской природной
территории. Посчитали, что на это потребуется не менее 50 лет и
более 17 млрд рублей. Попытка сушки и сжигания шлам-лигнина из
отстойников в 1988 году также оказалась не эффективной и едва не
привела к жертвам.
Таким образом, шламонакопители по сей день представляют серьезную
угрозу экосистеме озера Байкал. Но наибольшую опасность
представляют сели. Александр Сутурин отметил, что в районе отрогов
Хамар-Дабана они происходят с периодичностью в 25–40 лет. В 1932
году селевым потоком была уничтожена половина Слюдянки, в 1971 году
на отрезке от поселка Култук до города Бабушкин снесены
автомобильные и железнодорожные мосты. В районе Байкальска участок
железной дороги с насыпью был сброшен в Байкал.
– Для образования катастрофического селя нужно совпадение
нескольких факторов: снежная зима, ранние июньские ливневые дожди и
небольшие землетрясения, – сказал ученый.
В дополнение он сообщил, что Лимнологическим институтом
разработана, экспериментально проверена и опробована технология
дегидратации, дезодорации и захоронения шлам-лигнина с помощью
угольной золы. Подготовлены технологии получения из промотходов
БЦБК композитных материалов для дорожного строительства и
обустройства спортплощадок. Есть предложения по рыбовосстановлению,
созданию лесопитомников, бассейнов и других объектов спорта и
отдыха.
Bсточник:http://www.copah.info/articles/articles/overview/seli-ugrozhayut-baikalu