С таким предложением выступает директор Лимнологического
института СО РАН Михаил Грачев
По его словам, в Центральной зоне одной из ключевых проблем
является сброс неочищенных фекалий в Байкал с сотен туристических
судов типа “Ярославец”, которые возят по 6-10 человек. Институт
предлагает сдавать стоки на прибрежные очистные сооружения – в
обычную ассенизационную машину, которая есть в каждом поселке.
Подобным образом сливали фекалии с ГОА«Мир», которые проводили
исследования на Байкале. Но внедрить это предложение на постоянно
основе не удается.
«То есть мы все любим очень Байкал и восхищаемся им, плавая на этих
пароходиках. Но, тем не менее, фекалии в Байкал сбрасываем», –
сказал Михаил Грачев. По его словам, это чревато эпидемиями, воды в
портах, на стоянках бывают очень сильно загрязнены, особенно в
Малом море, на мелководных участках, что создает очень неприятный
фон для туризма. Бывали случаи, когда международные экспедиции
заболевали тяжелой кишечной болезнью, их приходилось эвакуировать
домой.
Другая проблема, которую не решают системно , – это мусор на дне
Байкала: затонувшие машины, баржи, рыболовные сети. Еще одна беда –
мусор на берегу от туристов, особенно «дикарей». Разовые
экологические акции положение существенно не меняют. «Куда девать
этот мусор, тоже никто не знает. Правительство запрещает проводить
сжигание чего-либо в центральной зоне. Но я не вижу ничего лучше
сжигания этого мусора, например, на Ольхоне, при условии
улавливания, конечно, вредных примесей, которые будут выделяться.
Такие технические решения есть. И, главное, что мусор надо
собирать, так делают во всех цивилизованных странах на пляжах», –
сказал Михаил Грачев. В 2012 году Лимнологический институт провел
эксперимент – за несколько дней его сотрудники собрали мусор с
помощью небольших суден и вывезли, ситуацию можно значительно
улучшить, если проводить такую работу целенаправленно два раза в
год. Также ученых волнует ликвидация последствий
кораблекрушений.
Решений этих проблем нет в федеральной программе по охране Байкала,
хотя, как говорит Михаил Грачев, много средств тратится на
мероприятия, которые не имеют никакого отношения к Байкалу. В
частности, он предложил ликвидировать зону атмосферного влияния
Байкала (это территория примерно на 200 км к северо-западу, где
расположены крупнейшие предприятия Иркутско-Черемховского
промышленного узла). По его словам, промузел не оказывает
существенного влияния на экосистему Байкала. «По пути к Байкалу
концентрация выбросов вредных веществ резко уменьшается, и на
Байкале она становится очень маленькой, практически нулевой», –
сказал академик. Это касается и полиароматических углеводородов
(один из главных токсикантов, который образуется при сжигании
различных топлив, в том числе при лесных пожарах), и мышьяка, и
ПХБ, и меди. В качестве примера Грачев привел вывоз хвостохранилищ
Джидинского молибдено-вольфрамового комбината на другое место, на
что в прошлом году уже было потрачено 500 млн рублей по
вышеупомянутой программе. «Оно, по-моему, не помогает никому, кроме
того, что создает рабочие места в Бурятии. Может, это очень хорошо,
но к Байкалу это не имеет никакого отношения. Потому что никаких
следов даже в реке Джиде, не говоря о реке Селенге, о влиянии этого
отвала на содержание металлов в воде не прослеживается», – сказал
академик.
Источник:http://baikal-info.ru/archives/63689