Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Байкала

Кубок Азии по буерному спорту прошел на Байкале

14.04.2011

Несмотря на очень теплый апрель, на Малом море, в районе деревни Курма лед еще крепкий.  С 9 по 12 апреля на льду великого озера соревновались буеристы всего мира - Кубок является открытым.

В числе участников - 21 экипаж, гости из Владивостока, Братска, Новосибирска, Москвы, Казахстана и даже Англии. Англичанин Гаррис Роланд на Байкале побывал впервые и был просто потрясен красотами. Но более всего ему запомнились люди и теплый прием. В самом деле, буеристы - это одна большая семья. В числе участников - и патриарх буерного спорта Владимир Овчинников. Он - один из тех, кто начинал развивать этот спорт в СССР, и хотя ему уже восьмой десяток, мастер до сих пор не сходит с дистанции. Забегая вперед, скажем, что на Кубке Азии он занял 12-е место. Валентин Титаренко, региональный командор, он же - организатор соревнований, рассказал:

- Эти соревнования проводились уже давно, в советское время, после чего прекратились. И были возобновлены  2005 году, но всегда проводились на льду братского водохранилища. Только в этом году мы решили попробовать перенести старты на Байкал.

На старт, внимание…

Заезд участников и организаторов соревнований - в пятницу, день - на подготовку. В ходе нее один невнимательный гонщик едва не лишился своего средства передвижения - дул такой хороший ветер, что буер, на котором даже еще не был поставлен парус, отогнало так  далеко, что поймать его удалось только на противоположной стороне Малого моря.
 

В субботу, 9 апреля, начались соревнования. Круг - два с половиной километра, мы с добровольными помощниками, выбранными из числа болельщиков, отправляемся устанавливать контрольный знак. Это задача удается с третьего раза: стоило знак поставить, как он тут же падал.

На соревнованиях присутствовало немало болельщиков, которые не поленились приехать в такую даль - поддержать своих и, конечно же, пообщаться. Ведь, к сожалению, это удается не так часто - у спортсменов Иркутской области нет возможности часто выезжать на соревнования. Участник соревнований Андрей Асташов, серебряный призер чемпионата России, заметил:

- Чтобы быстро ходить на буере, надо, чтобы рядом были сильные гонщики. Раньше мы в своем московском клубе "варились в собственном соку", результаты были далеки от совершенства. И только когда мы стали постоянно гоняться с сильными буеристами из питерского клуба, ездить за границу, у нас немедленно стали расти и результаты, и уровень мастерства.

Ветер и скорость

В буерном спорте победитель определяется по итогам нескольких гонок, при этом время прохождения дистанции значения не имеет, подсчитывается сумма занятых мест. Уже в субботу определились основные кандидаты на победу. Андрей Асташов из Москвы и Роман Копылов попеременно отбирали друг у друга первые места. Андрей шел с таким отрывом, что зрители восхищались:

- Как идет!...Мотор у него, что ли!

Во второй день погода не баловала условиями: изначально старт был назначен на 10 утра, но ветра не было, и старт переносили дважды. В итоге первая гонка дня стартовала почти в обед. Затем ветер разошелся, и время прохождения круга было лучше, чем накануне. Как объявил главный судья Роман Елыков, в среднем максимальная скорость на круге составила около 75 километров в час.

- Маловато! - заметил судья, - быстрее бы надо!

Разумеется, мы не могли уехать, не попробовав освоить этот чудо-снаряд, который безо всякого мотора способен развивать самые высокие скорости - до 150 километров в час. Ознакомить с работой буера взялся Алексей Чусов из Новосибирска.

Для начала буер надо "растолкать", то есть бежать вместе с ним, поэтому для гонщиков немалое значение имеют спринтерские кондиции. Обувь гонщика - это легкоатлетические шиповки. Разогнав машину, спортсмен на ходу укладывается в него - управлять буером можно только лежа, разве что приподнимать голову для лучшего обзора. Держать голову на весу очень скоро становится проблемой, мышцы шеи начинают болеть уже через пару минут, поэтому у гонщиков есть специальные резинки, поддерживающие голову. Еще в экипировку гонщика входят шлем и очки. Посредине - руль, он направляет буер вправо-влево, рулить им довольно просто, машина очень хорошо слушается. Еще у гонщика в руках шкот, благодаря которому он может управлять парусом. Но, даже приподняв голову, гонщик все равно имеет очень плохой обзор, непосредственно перед глазами - только трасса, и хорошо еще, если она свободна.

Увидеть соперника не всегда возможно. Мы прокатились по чистому льду, а если бы справа и слева на контрольный знак торопились соперники? Что может быть в таких случаях, мы увидели во второй день соревнований:  один из гонщиков протаранил другому левый борт, и хрупкое дерево разлетелось в щепки. Буер стоит около 2 тысяч евро, и, как нам рассказал главный судья, если участники столкновения сами не приходят к мирному разрешению вопроса "Кто виноват?", то подается протест в федерацию.

- Ну, все, отгонялся я с этим буером, - печально сказал потерпевший, направляясь к базе, в то время как прочие вновь собираются на старте. Во второй день прошло четыре гонки. Планировалось, что соревнования продлятся до 13-го, но при хорошем ветре есть шанс завершить гонки раньше.

День заключительный

На третий день, 11 апреля, гонщики проснулись под шум сильнейшего ветра - настоящая музыка для истинного гонщика! Ведь на улице - по-летнему теплая погода, и лед с каждым днем стремительно темнеет, наливаясь лужами. Надо спешить! Конечно же, все гонки проходят под наблюдением сотрудников МЧС, но такого теплого апреля не было уже давно. В понедельник и удалось завершить соревнования. В буерном спорте в призеры попадают шестеро участников, и в их числе - наш земляк, братчанин Никита Тимофеев.

Чемпион Кубка Азии-2011 Андрей Асташев, который представляет московский флот, является вице-чемпионом России, он - неоднократный участник чемпионатов мира и Европы. На Байкале он впервые, но мечтал здесь побывать уже давно. Он оценил уровень соревнований:

- Сложными были два момента: на Байкале очень большие просторы по сравнению с Москвой и даже по сравнению с Балтикой, где мы часто соревнуемся. И здесь мне лично было очень сложно ориентироваться, были даже моменты, когда я проезжал мимо контрольных знаков, потому что их очень плохо видно, плюс высокая скорость, и я знаки не раз проскакивал, потом приходилось возвращаться назад. Второе - местный ветер очень неустойчивый по направлениям. На буере обычно разгоняешься и стараешься делать минимум поворотов, только на знак, но здесь можно при таком раскладе оказаться в очень невыгодном положении относительно ветра. И несколько раз местные гонщики меня на этом обходили. Качество льда? Скажем так: близко к очень хорошему. Тем более для этого времени года! И порадовало то, что здесь нет проблем в плане безопасности, не нужно думать о трещинах или в торосах.

Источник: Комсомольская правда