В Байкальске 12 мая прошли общественные слушания
проектных решений по ликвидации отходов целлюлозно-бумажного
комбината.
На слушаниях был представлен раздел «Оценка воздействия на
окружающую среду» (ОВОС). В обсуждении приняли участие более 200
человек, в том числе жители Байкальска, представители научного
сообщества Приангарья, федеральных контролирующих органов,
экологических общественных организаций, компаний, задействованных в
разработке проектной документации.
Структура Внешэкономбанка ООО «ВЭБ Инжиниринг», которой поручено
проводить эту работу, дала задание химфаку МГУ сделать анализ всех
возможных способов утилизации лигнина и шлам-лигнинаа (забыв о
сибирских учёных, обладающих и знанием вопроса, и прекрасной
аналитической базой, и доступом к мировой литературе). Для более
детального «технико-экономического расчета и отработки узлов
технологии» выбрали немецкую компанию «Maico-Mannesmann». Компания
имеет некоторый опыт работы с различными промышленными отходами. Её
небольшое предприятие перерабатывает приблизительно 20 тыс. тонн в
год различных сложных отходов целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей,
газодобывающей промышленности (а в картах-шламоотстойниках БЦБК
содержится 6,2 млн тонн очень сложного по составу вещества!).
Разработчики проекта ответили на многочисленные вопросы участников
общественных слушаний, выслушали замечания и предложения, которые
должны быть учтены при доработке проектной документации. К концу
июня проект должен получить заключение экологической экспертизы,
ещё через месяц — вердикт Главгосэкспертизы России, после чего на
основе проведенного конкурса будет определена подрядная
организация, которая уже в этом году сможет приступить к реализации
намеченных мероприятий по рекультивации отходов БЦБК.
Итоги слушаний прокомментировал председатель Президиума ИНЦ СО РАН,
председатель Общественной палаты Иркутской области, академик
И.В.Бычков:
— Хотя на общественных слушаниях ставился вопрос об обсуждении
проектов по ликвидации накопленных отходов БЦБК, в основном
шлам-лигнина, его надо рассматривать шире и, в принципе, в рамках
устранения экологических воздействий необходимо заниматься
разборкой и рекультивацией самих промышленных площадок.
Что касается проекта ликвидации шлам-лигнина, он наиболее активно
обсуждался и до этого на двух общественных слушаниях и заседании
Министерства природных ресурсов Иркутской области. Основное
замечание — необходимость проведения дополнительных испытаний на
уровне опытно-промышленного производства. Технология, которая
предлагается сегодня, прошла апробацию на лабораторном уровне. Для
её проведения использовалось очень малое количество лигнина и
шлам-лигнина, речь идёт о килограммах — 180 кг одного, 200 кг
другого. Понятно, что когда речь пойдет об 1 млн кубометров, то
этих знаний явно будет недостаточно. Необходимо подтверждение
опытно-промышленными установками, которые показали бы возможность
масштабирования того, что нужно сделать.
Во-вторых, все однозначно высказались за необходимость произвести
прежде всего селезащиту, вне зависимости от того, когда и какая
будет применена технология рекультивации шламонакопителей, как она
будет осуществляться. До тех пор, пока не произошла рекультивация
шлам—лигнина, мы все находимся под Дамокловым мечом летних ливневых
дождей, которые приведут к сходу селей и, соответственно, к
разрушению не только автомобильной, но и железной дороги, и, самое
главное, к смыву накопленных хлорорганических соединений лигнина в
Байкал. Это станет масштабной экологической катастрофой не только
России, но и всего мира. Такое бедствие будет в чем-то сродни
Чернобылю с точки зрения нанесения экологического урона окружающей
среде и такому уникальному объекту как Байкал.
И, в-третьих, с чем тоже все согласились, следует провести
мониторинг всего комплекса работ, с момента размещения на
промплощадке очистительных агрегатов до мониторинга действия
очистительной системы, а это пруд аэратора и другие установки. Если
на площадке будет осуществляться обжиг извести, её гашение,
необходим контроль воздушной и водной среды. То есть все процессы
до начала и в момент рекультивации и, самое главное, после неё
должны контролироваться.
Как известно, на картах-накопителях комбината за годы его работы
набралось более 6 млн тонн шлам-лигнина, представляющего серьёзную
угрозу экологии Байкальской природной территории. Разработчики
проекта намерены превратить его в монолитные блоки и оставить на
хранение там же на картах, покрыв сверху грунтом. Карты, в которые
содержимое закачают, считаются водонепроницаемыми. Но любые внешние
осадки будут воздействовать на них, и как себя поведет монолит под
воздействием воды, среды внешней и внутренней (в качестве
образовательного питательного грунта будут использоваться опилки, а
это кислая среда), тоже надо рассматривать. Мы с вами прекрасно
знаем, что даже бетон марки М500 и М400 разрушается в воде.
Важный момент — всё, что связано с дальнейшим использованием самих
карт. Это не относится непосредственно к данному проекту, но
косвенно влияет на него, поскольку очень экономически
нецелесообразно все карты, которые будут переработаны, засыпать
грунтом, чтобы они заросли за 20–50 лет. Поскольку будет техника,
какая-то инфраструктура, надо думать, как использовать часть
техники, карт как хозяйствующие объекты. Это может быть некий
завод, связанный с рыборазведением, площадка для обслуживания
большегрузных автомобилей, некий логистический центр. Надо
продумать, какие производства можно создать с использованием
имеющихся возможностей. Словом, общее мнение всех участников
общественных слушаний, правительства Иркутской области —
ответственно подойти к проекту, обеспечению его экологической
безопасности, особенно в связи с тем, что он не был представлен на
рассмотрение раньше.
Вопросов много, но все убеждены в том, что необходимо предпринять
комплекс мер, который бы позволил провести не только рекультивацию,
но и попытаться снизить уровень опасности, предусмотреть
экологические риски на будущее.
Источник:http://www-sbras.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=725&id=11