Сверхлёгкая авиация поможет в исследовании прибрежной зоны Байкала
Российские и швейцарские учёные начали
исследовать с воздуха самое глубокое пресное озеро на планете.
Проект рассчитан на три года, за это время экологи предполагают
собрать новую информацию о состоянии Байкала.
С 2008 по 2010 год Байкал изучали с помощью глубоководных аппаратов
«Мир-1» и «Мир-2». За три года работы было совершено несколько
открытий, накопленный материал до сих пор обрабатывают в четырёх
научно-исследовательских институтах Российской академии наук.
По словам заместителя председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии профессора МГУ Михаила Слипенчука, поскольку глубины Байкала удалось изучить довольно основательно, дальнейший мониторинг решили провести с воздуха.
«Миры» отправились в Швейцарию, на Женевское озеро, а обратным маршрутом прибыли три дельталёта, которые будут изучать воздух и поверхностные воды Байкала.
Дельталёт – моторный сверхлёгкий летательный аппарат с гибким крылом по типу дельтаплана. Он имеет 10-метровый размах крыла. Машину можно нагрузить до 250 кг. Аппарат может взлетать с любой поверхности. Стоимость каждого из них – около 2 млн руб. Однако оборудование, которым напичканы эти аппараты, оценивается в десятки раз дороже.
Использование дельталётов – часть международного проекта «ТрансЕвразийский перелёт Леман – Байкал». Он проводится по инициативе Фонда содействия сохранению озера Байкал и Фонда исследований озера Леман при поддержке Русского географического общества, географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Всероссийского общества охраны природы, Группы компаний «Метрополь» и международной биофармацевтической компании FERRING.
Экспедиция стартовала 17 мая с берега Женевского озера. За месяц её участники тестировали научные методы, которые предполагается использовать на Байкале, на маршруте перелёта через Швейцарию, Германию, Австрию, Словакию, Польшу, Эстонию. 14 июня дельталёты приземлились в Пскове – там учёные исследовали Чудское озеро.
В середине июля управляемая российскими и французскими пилотами техника начала работать в Сибири. Сперва совершили облёты территории дельты Селенги – крупнейшего из более чем трёхсот притоков «сибирского моря». Объектами исследований стали воздушный бассейн, вода, почва и леса.
«Для мониторинга используется самое современное технологическое оборудование, предназначенное для дистанционного зондирования атмосферы и поверхностного слоя воды, – радары, лазеры, фото- и видеоаппаратура, в том числе Томского института оптики атмосферы, Байкальского института природопользования, Института физики атмосферы», – сообщил исполнительный директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Роман Афонин.
«Подобного рода исследования на Байкале никогда не проводились. Я уверен, что опыт, который мы получим, будет востребован не только наукой, но и регионами. Малая авиация в состоянии заменить дорогие в обслуживании вертолёты и самолёты, может эффективно применяться в утилитарных целях, например, при выявлении очагов пожаров, при исследовании биологического покрова, оценке биомассы, выявлении браконьеров, в различных природоохранных мероприятиях, в том числе экологическом туризме», – считает Михаил Слипенчук.
Уникальные дельталёты презентовали на Международном эколого-туристическом форуме «Экотуризм на Байкале + 20», прошедшем в Бурятии.
Он был организован Федеральным агентством по туризму и правительством Республики Бурятия. В форуме участвовали учёные, эксперты, туроператоры, экологи, бизнесмены и журналисты из 14 стран.
Александр Иванов,
корреспондент газеты
«Восточно-Сибирский путь»
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=927349&archive=2013.07.24