Евгений КИСЛОВ
Наш корреспондент увидел Турку с высоты птичьего полета
9 июля в п. Турка Прибайкальского района прошла
презентация Байкальского этапа Международной швейцарско-российской
научно-исследовательской экспедиции «ТрансЕвразийский перелет:
Леман-Байкал». Получать новые данные об экологическом состоянии
Байкала, изучать состояние воздуха, воды и суши ученые будут при
помощи дельталётов.
Экспедиция, организованная Фондом содействия сохранению озера
Байкал при поддержке Группы компаний «Метрополь» и партнеров из
Швейцарии, стала продолжением экологического проекта «Миры на
Байкале». Теперь ученые будут изучать экосистему жемчужины Сибири
не из глубины, а с воздуха. Место базирования экспедиции - с.
Истомино Кабанского района. Это позволяет охватить большую часть
территории исследований.
Программа экспедиции рассчитана на три года. Первый этап стартовал
на Женевском озере (Леман) в мае 2013 г. Затем дельталёты
перелетели через Центральную и Восточную Европу в Псков. В
июле-августе учёные планируют изучать сейсмоактивные разломные зоны
в Прибайкальском районе, берег и дельту Селенги, Степно-Дворецкое
лесничество, Кабанскую осушительно-оросительную систему в
Кабанском, почвы научного стационара Института общей и
экспериментальной биологии СО РАН в Еравнинском районах.
До этого ученые проводили исследования Женевского озера, обнаружили
несколько очагов загрязнения как воды, так и воздуха. По словам
руководителя франко-швейцарской группы Франсуа Бернара, результаты
первых замеров над Байкалом порадовали - загрязнений пока не
нашли.
«С воздуха Байкал ещё никто не исследовал, - сказал Михаил
Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным
ресурсам, природопользованию и экологии. - Были погружения на дно
озера, исследования из космоса. Но разрешение снимков, сделанных со
спутника, отличается от результатов, которые можно получить с
помощью дельталётов. В советское время, когда наука финансировалась
в необходимом объёме, использовались самолёты и вертолёты. Сейчас
это слишком дорого».
На аппаратах устанавливается уникальное оборудование для получения
информации в момент регистрации. Часть полётов проводится только с
автономно работающими приборами дистанционного зондирования, в
других участвуют пилот и научный консультант. Замеры производятся
на высоте 2-3 тысячи метров и длятся до трех часов без приземления.
Дельталёт летает со скоростью 70-145 км/ч, максимум - 170 км/ч,
комфортен и прост в эксплуатации. Средняя стоимость аппарата
составляет 1,8 млн. рублей. Технические характеристики позволяют
долетать от Турки до Ольхона и обратно.
О дальнейших планах рассказал вице-президент Фонда содействия
сохранению озера Байкал Баир Цыренов: «Хочется понять, насколько
велик масштаб загрязнения, помимо этого, мы хотим получить
информацию о несанкционированных рубках леса и карьерах, лесных
пожарах, браконьерстве, численности диких животных. Есть задумки
полетать около Улан-Удэ для замеров воздуха над стихийными
свалками».
Дельталёты позволят оценить процессы очищения озера Котокель, ущерб
от взрыва боеприпасов Гусиному озеру, размыв острова Ярки и
изменения уровня Байкала. С духовенством согласованы полеты над
буддийскими и православными храмами для выяснения аномальных зон,
поиски затонувшего, если верить легендам, в центре Гусиного озера
дацана. Возможно сравнение с Байкалом других озер, включая
Хубсугул.
В рамках презентации состоялись показательные полеты. В этот день
возможность участия в них была представлена журналистам российских
СМИ. Но в Турке весь день дул переменчивый ветер, из-за которого
дельталёты не могли подняться в воздух. Оставалось брать интервью у
участников экспедиции и прогуливаться по красивой набережной.
К вечеру журналисты вернулись в Гремячинск в отель «Байкальская
ривьера», где прошла пресс-конференция организаторов экспедиции.
После нее начался банкет. Внезапно к столу региональной прессы
подошли организаторы с вестью, что ветер стих, погода стала летной.
Ни один журналист не остался за столом!
Но до заката солнца времени осталось мало. Приоритет был отдан
снимающим - телевизионщикам и фотографам. Забавно, что паре коллег
было первоначально отказано в полете. Их вес превышал 100 кг
каждый, а при полной заправке дельталёта было рискованно взлетать с
неровной неприспособленной площадки. Они полетели позже, когда
топлива стало поменьше. Сами пилоты как на подбор невысокие и
поджарые.
Ваш корреспондент добился права на полет в последнюю очередь.
Сиденье на уровне плеч пилота. Пристегнут ремень. Шлем застегнулся
с трудом из-за бороды. Дельталёт выезжает на стартовую позицию,
разгоняется по прямой и круто взлетает в сторону Байкала. Резкий
поток холодного ветра обдувал только на взлете. На высоте, как ни
странно, был приятный теплый ветерок. Панорама водной глади, Турка,
как на ладони. Очень красиво выглядели с высоты новостройки
«Байкальской гавани».
Длившийся несколько минут полет окончен. Дельталёт приземляется на
бугристый, плотный после прошедшего накануне дождя песок. В этот
день больше никто не полетел.
Несмотря на экстремальность, такая техника может использоваться и
как аттракцион для туристов. Хотя главное ее предназначение -
получение новой информации, привлечение молодых в науку, пропаганда
красот Байкала и Бурятии.