Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА: Путь к Иволгинскому дацану

17.07.2013

Ирина ПАВЛЮТКИНА

Пожалуй, у каждого человека есть место, даже места, куда хочется возвращаться снова и снова. Это так, потому что даже эти слова стали некой современной мантрой, которую люди повторяют каждый раз, когда приезжают на Алтай, Камчатку, Байкал, в Карелию… Здесь чаще всего встречаются те явления, которые невозможно пощупать руками, о чём мы, порой не понимая до конца почему, говорим: да, здесь особая энергетика. Такие места принято называть местами силы. Интересно, что обычно они отмечены особой красотой ландшафта, словно некто подсказывает нам: вот так должно быть, не разрушайте гармонию природы и души, храните вечно… Обычно здесь располагаются культовые сооружения, история создания которых порой теряется во тьме веков.
Для меня таким местом силы стал Байкал. Здесь таких точечных выбросов необычной энергетики множество, но главное из них – это священный остров Ольхон, сердце Байкала. Его принято считать главным святилищем, культовым центром общемонгольского и центральноазиатского значения, олицетворяющим сакральную прародину бурят.
С коллегами-журналистами мне удалось побывать в этих местах дважды. Оба раза принимая участие в научно-исследовательских экспедициях, целью которых было не просто изучение Байкала, но и разработка мер по сбережению этого уникального региона. Международная научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» в 2008–2010 годах была чисто российским проектом, который финансировался инвестиционной компанией «Метрополь» через Фонд содействия сохранению озера Байкал (ФССОБ). К нынешним природным изысканиям присоединились швейцарские учёные. На сегодняшний день при помощи дельталётов уже исследовали Женевское озеро (Леман), и отработанные здесь технологии в ближайшие три года будут применяться при изучении Байкала – самого древнего и глубокого пресноводного озера на планете. Логичный вывод о необходимости продолжения подводных исследований уже с воздуха был сделан заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председателем Попечительского совета ФССОБ Михаилом Слипенчуком и известным путешественником и полярным исследователем Фредериком Паулсеном, вице-президентом Фонда исследований озера Леман.
Потому так подробно рассказываю о Байкале, что путь к нему со стороны Улан-Удэ проходит рядом со знаменитым Иволгинским дацаном, самым почитаемым монастырём у бурят. Он расположен у подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от столицы Бурятии.
Вот что сказал некогда о нём Далай-лама ХIV.
«…Монастырь в Улан-Удэ, столице Бурятии, - это одна из самых больших достопримечательностей, которые я видел в СССР. Он был построен (тогда), когда Сталин находился на вершине власти, я не понял, каким образом могло это произойти, но такой факт помог мне осознать, что духовность настолько глубоко коренится в человеческом сознании, что очень трудно, а то и вовсе невозможно выкорчевать её…»
Справка. Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский университет, где ведётся обучение хувараков-послушников. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.
О Хамбо ламе Итигэлове, некогда главе буддистов Восточной Сибири, отдельный рассказ. Потому что с момента его явления людям в 2002 году в мировом сообществе не утихают споры о том, как в таком идеальном состоянии могло сохраниться тело, которое не подвергалось никакой бальзамации и консервации, как установила комиссия судмедэкспертов. Современная наука не в состоянии объяснить природу этого феномена. Ныне живущие ламы высказали мнение: это произошло благодаря его духовной практике и медитации, чтобы продемонстрировать силу учения Будды.
А всё началось 15 июня 1927 года, когда в возрасте 75 лет Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благожелание уходящему» (Нуга Намши). Ламы никак не могли решиться, и тогда он начал читать её сам. Позже они присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда в соответствии с завещанием Итигэлова поместили его в позе лотоса в ящик из кедрового дерева (бумхан), засыпав солью, и зарыли в местности Хухэ Зурхэн (Иволгинский район Бурятии). В 1955 году в соответствии с завещанием группа лам подняла саркофаг с телом и, убедившись в его неизменности, проведя необходимые обряды и сменив одежду, вновь поместила его в бумхан. Повторно эту процедуру провели в 1973 году, и только 10 сентября 2002 года ламы в присутствии светских лиц, экспертов-криминалистов в том числе, вскрыли бумхан и перенесли его с неоходимыми ритуальными действиями в Иволгинский дацан. Так было обретено тело Учителя, который осознанно ушёл в своё врёмя от мира, но описал, что будет происходить после его ухода ещё в начале XX века.
…Итигэлова выносят из специально построенного для него дворца, чтобы у желающих была возможность поклониться ему (всего восемь раз в год) и приобщиться к высокому. Но нам повезло. По неведомой воле нашу группу журналистов допустили в святая святых – сам дворец.
Можно тысячу раз прочитать, что Иволгинский дацан – духовная столица буддизма. А можно вдруг самому здесь принять как данность, что есть нечто космическое, что неподвластно пока ещё человеческому разуму. А только духу.
По крайней мере, находясь в этом монастыре, нет желания рассматривать какие-то гипотезы феномена Итигэлова. Почему находящееся 75 лет под землёй тело не превратилось в прах уже через несколько часов, как должно было быть по уверениям патологоанатомов? К тому же соль должна была бы просто разъесть тело человека, умершего обычной физической смертью. Почему даже при летней жаре, когда температура в Бурятии зашкаливает за 40 градусов, а никаких, даже холодильных, установок в помещении, где на троне сидит Итигэлов, нет, его вид остаётся неизменным. А ведь следов мумификации или дубления не выявлено. Итигэлова только периодически переодевают, смазывают ему лицо обыкновенным топлёным маслом.
Понимаешь, что, как сказал Его Святейшество Далай-лама XIV, «лишь немногие Бодхисаттвы силою величайшего сострадания к нам способны совершить подобное». И вера людей, что Хамбо лама Итигэлов может помочь в самой страшной беде, сохраняется не просто так. Скажете, что не верите в чудеса? Но ведь настоящее чудо может случиться только тогда, когда в него веришь.
…Несмотря на июльскую жару, трава в дацане зелёная, хотя здесь практически нет проложенных асфальтовых дорожек и по ней ходят и сами монахи, и многочисленные паломники-экскурсанты. Дацан не поражает своими размерами и не давит высотой построенных зданий. Нет здесь и нарочитой простоты убранства, но нет и выставленных напоказ пышности и богатства. В космической тишине, кажется, растворяются и редкие голоса туристов, и лёгкое поскрипывание молитвенных барабанов – хурдэ на улице, которые вращаются, как «Колесо Учения, приносящее Счастье и преисполненное Радости» (именно в таком месте и основан Иволгинский дацан), и музыкальный гул молитв из главного храма Иволгинского дацана – Сокшон дугана. Здесь всё благостно и ярко одновременно. Как в раннем детстве. Сочные краски – уж если зелёная, то насыщенная, «живая», синяя – тёплая и глубокая, жёлтая – солнечная и жаркая, красная – радостная в своей вечной животворности. Они, как и яркие орнаменты, особая пластика наивной живописи, а примерно такой манерой отличается местное иконописание, словно бы невесомо переносят тебя в особый мир знания каких-то утерянных на время и счастливо найденных истин.

http://www.redstar.ru/index.php/newspaper/item/10287-put-k-ivolginskomu-datsanu