Не успели российские ученые описать все
открытия, полученные в результате подводной экспедиции «Миры на
Байкале» (напомним, в течение трех лет с помощью глубоководных
аппаратов специалисты исследовали экосистему озера), как стартовал
новый проект по изучению озера. На этот раз ученые будут наблюдать
за Байкалом с высоты птичьего полета. С помощью дельталетов они
планируют получить данные об экологической обстановке в данном
регионе, вести мониторинг животных и предотвращать лесные
пожары.
Международная экспедиция «ТрансЕвразийский перелет» является
логическим продолжением экспедиции «Миры на Байкале», в ходе
которой было детально изучено строение озера, открыт ряд новых
микроорганизмов, а также найдены нефтеносные породы. В этот раз
ученые решили заняться изучением состояния окружающей среды вокруг
озера. Для этого им придется взмыть в небо на трехкилометровую
высоту на дельталетах - сверхлёгких моторных летательных аппаратах
с гибким крылом, внешне напоминающих дельтапланы.
- На каждом из пяти участвующих в работах дельталетах установлено
уникальное оборудование, которое оценивает загрязнение воздуха
именно на момент регистрации. Сама методика разработана
специалистами геофака МГУ, Байкальского института
природопользования, Санкт-Петербургского института метеорологии и
Лозаннской политехнической школы, - объяснил на пресс-конференции в
штаб-квартире Русского географического общества зампред комитета
Госдумы по природным ресурсам Михаил Слепенчук. - Кроме того с
помощью этих аппаратов мы будем следить за солнечной радиацией и
попробуем использовать их для предотвращения лесных пожаров.
По словам декана географического факультета МГУ Николая Касимова ни
один из использующихся ранее методов исследований не может дать
такой точной и детальной картины происходящего в атмосфере.
- Этот проект уникален, поскольку съемка со столь низких высот
обеспечивает бОльшее разрешение, которое не могут дать летающие
высоко спутники.
Есть у экспедиции и более практические цели. Как объяснил директор
Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов, в
перспективе дельталеты планируется использовать для учета числа
животных, что проблематично произвести на шумных вертолетах. Также
зимой их будут использовать для определения мест прорывов
труб.
- На тепловизорах эти потери, которые трудно заметить человеческим
глазом, будут прекрасно видны. Также мы планируем определить
уровень вод Байкала — это необходимо для прогнозирования работы
Ангарской гидростанции. Кроме того, с помощью дельталетов зимой мы
сможем вычислять так называемые проталины - трещины во льду,
свидетельствующие о сейсмической активности. Из космоса их не
увидишь, - объяснил Баир Дашиевич.
Программа экспедиции рассчитана на три года. Оборудование уже
опробовали на Женевском озере. Из Швейцарии дельталеты девять суток
добирались до Москвы - — находится в воздухе без дозаправки они
могут не более 4 часов. Здесь они совершат показательные полеты, а
затем на автомобилях их переправят на Байкал.