Коллективный член Русского географического общества










Пресс-центр

Пресса

ВОСТОК Телеинформ: Баир Цыренов о долгах Улан-Удэ, пробках и рейсах на Москву

09.06.2017

В Народном Хурале вновь обсуждается вопрос о межбюджетных отношениях – Улан-Удэ просит добавить налогов. Ссылается на необходимость платить навязанные коммерческие кредиты, на выполнение столичных функций.  О том, есть ли у этого законопроекта перспективы, когда полетит «Победа», зачем нужен мост через Селенгу и кому помогает лимонник – в интервью с депутатом Народного Хурала Бурятии Баиром Дашиевичем Цыреновым.

О ДОЛГАХ

- Баир Дашиевич, в парламенте обсуждается вопрос об изменении межбюджетных отношений. Оправданно ли требование города, когда он просит больше денег?

- В Улан-Удэ сегодня, действительно, большая закредитованность, причем часть этих кредитов – коммерческие. Мы все помним, как это произошло – город вынужден был занимать, в т.ч. на строительство той же развязки на Центральном рынке, на строительство больницы, другие объекты. На прошлой сессии было принято решение о том, чтобы реструктурировать такие долги, сегодня вариант -  за счет того, что Бурятия выдаст городу субсидию на погашение бюджетного кредита. Однако, главная задача не только в том, чтобы гасить долги, сколько в том, чтобы больше зарабатывать. Муниципалитеты сегодня, и не только городские, должны быть заинтересованы в том, чтобы часть налогов, которые они собирают у себя, у них же и оставалась. Поэтому в прошлом году еще мы с группой депутатов НХ РБ внесли в парламент законопроект о том, чтобы 50% налога, собранного по упрощенной системе налогообложения, оставалась в муниципалитетах. На рабочей группе принято решение, что такой закон вступит в силу с 1 января 2018 года, эта редакция будет рассмотрена на июньской сессии.

Какие должны быть приняты следующие шаги: нужно, чтобы все были замотивированы в увеличении сборов налога по УСНО. Нужно принять совместные план или программу с Минфином, о том, чтобы эти деньги реально оставались на местах и увеличивали бюджет. У нас же зачастую как бывает – в одном месте прибавилось, в другом тут же убавили и в итоге получаем ту же среднюю температуру по больнице. А тут еще плюс долги. На проценты по ним город сегодня тратит до 150-200 миллионов рублей ежегодно. Деньги имеют свою цену и хотелось бы, чтобы кредитов было больше бюджетных, чем коммерческих. У бюджетных ставка гораздо ниже.

- Субсидия, о которой Вы упомянули, пойдет на покрытие кредита по развязке?

- Да, как раз этот долг закроется частично. А размер долга важен для определения процентной ставки по коммерческим кредитам – чем меньше долгов, тем ниже процент.

- То есть по сути, новые кредиты город может взять под сниженные проценты?

- Да, по более низкой процентной ставке, и я еще надеюсь, Центробанк понизит учетную ставку на полпроцента.

- Но в таком случае не получится ли так, что республика даст городу деньги, погасит его долги, а муниципалитет тут же наберет новых льготных кредитов?

- С этим как раз и связана дискуссия в этом вопросе. Но есть уже понимание того, что город будет аккуратнее относится к увеличению кредитного бремени. И, кстати, ничто не мешает прописать это в отдельным соглашении.

аэропорт Байкал УУ.JPG

О «ПОБЕДЕ»

- В Бурятии осенью планируется заход лоукостера «Победа», который обещает нам дешевые билеты до Москвы. Однако некоторое время назад стало известно, что проект едва не сорвался из-за того, что аэропорт «Байкал», якобы, отказался заключать с авиакомпанией договор на обслуживание судов. Передумали?        

- Не то, чтобы это мы сопротивлялись каким-либо образом этому проекту. Шел переговорный процесс – «Победа» изначально попросила установить для них очень низкую цену обслуживания бортов, так скажем, в разы ниже себестоимости. Переговорный процесс после этого затянулся, мы предложили продолжить обсуждение вопроса. Однако после личного обращения Цыденова решили пойти навстречу. Сейчас мы вышли с «Победой» на согласованные условия по обслуживанию рейсов, хоть это для нас и тяжело, но мы ради жителей Бурятии готовы пойти на это – лишь бы авиакомпания выполнила свои обязательства в плане минимальной цены.  Анонсируется ведь сумма в 4,5 – 5 тысяч рублей в одной сторону против нынешних 16-20 тысяч.

- Однако для Вас работа с лоукостером –это, фактически, работа в убыток. Как долго аэропорт сможет работать в таком режиме?

- Дело в том, что есть моменты, которые действительно нужно поддержать – мы понимаем большую социальную ответственность этого проекта и поддерживаем стремление к развитию авиаперевозок. Но, конечно, мы обеспокоены как коммерческое предприятие и, честно говоря, надеемся на какие-то меры поддержки от правительства республики. Это пришлось бы очень кстати.

- К вопросу о развитии перевозок. Число и направление рейсов ведь уже увеличивается?

- В прошлом году премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о том, что Улан-Удэ приравняли к числу труднодоступных территорий. Автоматически он получил право на субсидирование перевозок, что в перспективе, безусловно, сделает более доступными перелеты. Несколько авиакомпаний уже подали заявки, выполняя  рейсы по нескольким направлениям - Хабаровск, Магадан, Чита, Красноярск, Новосибирск, Якутск, Хабаровск и др.

Возобновлено на летний период авиасообщение с Сеулом, запущена продажа билетов на рейсы в Монголию и мы рассчитываем на то, что наши китайские партнеры откроют рейс на Далянь. Сегодня мы уже можем сказать   об открытии рейсов Ираэро на Хайлар и Эрлянь с июля. Кроме того, S7 увеличила число рейсов на Пекин – если раньше такой рейс был один, сейчас их два, так что да, развитие идет. И мы большие планы связываем со строительством взлетно-посадочной полосы - после ее запуска наш аэропорт сможет принимать суда разных классов, что, безусловно, увеличит интерес  к нам.

19_sckool.png

О ЧЕТВЕРТОЙ СМЕНЕ В ШКОЛАХ

- Поговорим о Вашем округе. Это Левобережье, территория не маленькая, проблем много - и самоволки, и нехватка детсадов и переполненность школ. А что-то хорошее происходит? 

- Конечно. Вот за время моего депутатства у нас открылось два новых детских садика,  поликлиника в Заречном, идет работа по открытию филиала поликлиники в Тулунже, ряд мероприятий по асфальтированию дворов и придомовых территорий. В принципе немало делается, но я считаю, что делать это нужно на программной основе, а не точечно. Здесь мы очень рассчитываем на то, что запустится все же программа под условным названием «Столица». Ее запуск мы обсуждали не так давно на совещании с врио, я даже предлагал запустить ее скорее, уже этим летом, к выборам, так сказать, но в итоге принято решение не спешить и доработать документ. Так, чтобы это была реально рабочая программа.

- Проблемная восьмая школа, которая на грани введения четырех смен, туда тоже войдет?

- Да, есть такая проблема у нас, но по ней определенные шаги уже принимаются и без этой программы. К 1 сентября, правда, мы вопрос точно не успеем решить. Дело в том, что решено открыть филиал школы в  недостроенном здании лицея-интерната для одаренных детей. Сейчас идет процедура передачи объекта из республиканской собственности в муниципальную, а город уже выделил деньги на проектно-сметную документацию по разработке проекта реконструкции здания под школу. Фактически это будет филиал восьмой школы и у нас в городе есть такие прецеденты. Например, школа №54 находится в Истоке, а ее филиал в поселке Солдатском, и ничего, нормально работают.

- Насколько такое решение разгрузит «восьмерку»?

- Существенно. Сейчас по проекту она рассчитана на 700 человек, а учится в ней около полутора тысяч, одних только первых классов в прошлом  году было 10. Ввод филиала-пристроя позволит уйти от трех смен и перейти если не на односменное обучение, то хотя бы на две смены. Вообще же, восьмая школа это только один случай, а проблема переполненности касается всех городских школ. Вы только представьте,  у нас фактически с прошлого века не построено в Улан-Удэ ни одной новой школы. Где-то пристрои, где-то реконструкция, но новой школы не введено ни одной, количество ученических мест не изменилось с советских времен. А людей стало в разы больше. Прирост произошёл за счет миграции сельского населения, сказался на рождаемости материнский капитал, улучшение экономической ситуации. А число школ или детских садов   не увеличилось. Очевидно, в этом плане сказалась  инерция 1990-х годов, когда у нас детсады начали пустовать и стали невостребованными до такой степени, что их перепрофилировали под различные учреждения, приватизировали. Сейчас, кстати, они были бы очень кстати, но, увы, не вернешь.

- По-хорошему, сколько нужно построить школ в Улан-Удэ?

- Десять как минимум, и еще 15-20 пристроев к существующим школам.  Вся беда,      кроме денег, конечно – в том, что по новым Санпинам, под школу нужны большие участки земли, а они не везде   есть в Улан-Удэ. По генплану считалось, видимо, что в плане роста населения мы выйдем на определенный уровень и не выше. По факту же у нас только официально считается, что проживает в столице Бурятии 450 тысяч человек, но реально наверняка больше. Многие прописаны в сельских районах, хотя живут здесь, ходят в городские школы, детсады и поликлиники.  Большинство людей в пригороде считает, что в городе образование качественнее, вот и везут детей. Поэтому у нас, кстати, такие пробки на Левом берегу. Здесь бы нам еще один мост уже не только через Уду, но и через Селенгу бы не помешал. Мы бы большую часть потока с Иволгинского и Кяхтинского района тогда увели бы на него и разгрузили дорогу.

- То есть городу нужно два новых моста – через Уду и Селенгу?

- Да, ведь в чем транспортная проблема нашего города – он стоит между двумя реками и двумя ветками железной дороги, так что развернуться особо негде. Есть песня такая про перекрёсток семи дорог, так вот у нас, если посчитать, как раз этих дорог семь. Все сходятся в центре города, отсюда и пробки.

- Вы сами тоже стоите в пробках?

- А как же. Особенно болезненно пробки воспринимаются, когда прилетаешь откуда-нибудь и тебе надо из аэропорта попасть в город. И ты мечтаешь поскорей добраться до дома, а вынужден стоять в пробке.

- Второй мост через Селенгу где-то рассматривается всерьёз?

- Да, но Минтранс видит его пока только в качестве платного. Тут кто-то может сказать, ну вот, мало платных дорог, так теперь еще и платные мосты. Но. Экономия с ним составила бы 10-13 километров, это где-то литр бензина, плюс тот бензин, который машина израсходует в пробке – вот и выйдет, что проще отдать, скажем, 30 рублей и быстро оказаться в центре гороа.

- Допустим. А где взять на него деньги?

- Ну, по Дорожному фонду не получается, и вообще пока неясно с источником. Но я бы рекомендовал правительству рассмотреть вопрос о том, что надо сделать резервирование территории под будущее строительство – там в Поселье и самоволки могут вырасти. И нужно найти деньги на ПСД -  вдруг снова наступят тучные годы и можно попросить денег в бюджете, а у нас даже проекта нет.

- Вы затронули тему самоволок, какая с ними ситуация сейчас на Левом берегу?

- Сейчас получше, благодаря напору и харизме Цыденова ряд решений был принят – например те земельные участки, что расположены в санитарно-защитной или коммунальной  зоне переведут в земли сельхозназначения, потом дальше будет идти по ним работа, чтобы люди могли оформиться. Несколько лет назад мы установили  санитарно-защитную зону аэропорта до размера современных требований, по факту она стала меньше, так что часть самовольщиков уже смогли узаконить своя дома. Два дома осталось в запретной зоне, их владельцы перевезли жилища на новое место, так что там особых проблем не было. Сейчас решается вопрос о том, что город внесет изменения в генплан, тогда у нас снимется еще ряд вопросов по жилой зоне и не только по нашему Левобережью, но и по улице Бабушкина, по другим участкам.

- Но изменения в генплане помогут узаконить дома тем, кто уже долгое время живет в них, несколько десятков лет порой. А как быть с теми, кто приезжает в Улан-Удэ и строится, может даже прямо сейчас?

- По ним же сейчас есть ограничение – жилье до какого года постройки можно сейчас узаконить. Не надо сдвигать  эту планку постоянно, мы будем тем самым стимулировать людей заниматься самозахватом земли. Вот у нас много многодетных семей, нуждающихся в жилье, они же стоят в очереди, они не станут захватывать землю, строить на ней дом, рискуя, что его могут снести.

- Планку, о которой вы говорили, уже сдвигали, сейчас это 2010 год. Больше дата меняться не будет?

- Думаю нет, и не нужно этого делать. Тем более активная фаза самозахвата земли как раз завершилась в 2010, примерно.

18765600_1140424009434913_5710403100380241778_n.jpg

О ДИСКУССИИ И ВЫБОРАХ

- Понятно. Вы недавно приняли участие в первом в Бурятии заседании дискуссионного клуба WTF. Поделитесь впечатлениями, и будете ели дальше участвовать в проекте?

- Мне понравилось. Формат это новый для нас, дискуссии должны быть, потребность высказаться у нас есть. Дискуссионный клуб – это своего рода некая альтернатива студийным записям интервью, где люди могут открыто высказать свое мнение. Это тот канал связи, который должна слышать власть. Дальше тоже буду, скорее всего, принимать участие, но не спикером, наверное. Не хочу быть экспертом на все темы, это невозможно. Как говорил Козьма Прутков – если у тебя есть фонтан, дай ему отдохнуть.

- На WTF обсуждался вопрос о работе Цыденова. Каково ваше мнение, насколько, вы считаете, он отвечает качествам, которыми должен отвечать глава региона? И не уменьшится ли его работоспособность, если его изберут на этот пост, как думаете?

- Я уже говорил на WTF, что смотрины, так сказать, удались. После свадьбы, как правило, наступают будни, их мы уже сейчас наблюдаем, появляются рутинные моменты. Но сам настрой его не пропал, он продолжает методично и досконально продвигать вопросы. По ощущениям, он строго спрашивает с людей, продолжает искать новое. У нас тренд дня – стремление к обновлению, что логично. Если до него говорили, в основном, про сохранение, то сейчас ждут обновления.  Судя по тому, как он себя ведёт, как говорит, это человек со стержнем, ему будет, наверное, неловко потом, если он не сможет выполнить всего, что обещал, так что работоспособность вряд ли сократится. Самый большой риск для него - это большие ожидания, риск несбывшихся надежд. Но, я думаю, что он много чего сделает. Он своеобразный политик в том плане, что не считает нужным решать все проблемы в публичном поле. Его стиль - управленец, и вопросы он снимает в рабочем порядке.

- Может Бурятии и нужен такой хозяйственник со стержнем?

- Может. Он дисциплину подтянет однозначно, с кадрами вопрос тоже решит, уже пытается, приглашает новых людей, отправляет на обучение прежних работников. Говорят, что он где-то ошибается или ошибётся, но у каждого есть право на ошибку, тем более он только пришел, его слишком сильно судить не надо, тем более что он даже не глава, а врио. После выборов в любом случае будет основная задача - реформа кадровой политики и управления. В этом плане может быть применим ленинский тезис – «лучше меньше, да лучше». Сейчас вокруг него много новых людей – это логично, ведь люди хотят перемен, кто-то предлагает новые идеи, кто-то хочет поднятья по карьерной лестнице. В этом нет ничего плохого, это жизнь. Он организовал уже фактически полуручное управление, а в такой позиции роль тех или иных фигур уже не так важна. Но он старается нащупать какие-то опорные точки, личности,  чтобы на них опереться. И, дай Бог, это  поможет ему работать. Может, его график работы тогда станет тоже проще. В таком режиме, как у него сейчас, долго работать не получится. Год-два, а потом что?

- Баир Дашиевич, а Вы что-то знаете про лимонник?

- Я его пил в студенчестве, когда сдавали сессии, он мне не помогал, честно вам скажу. И кофе, кстати, тоже не очень помогал.

- А Алексею Самбуевичу, он говорит, помогает.

- Ну хорошо. Но самое главное, нужно четко выстроить систему работы, тогда у него просто будет побольше свободного времени.

- Как думаете, сама кампания выборная у нас будет активной?

- Зависит от того, какие кандидаты пройдут муниципальный фильтр и зарегистрируются кандидатами. В моем понимании, важно здесь не переборщить – если люди подумают, все уже решено, с тем, кто будет следующим главой, они на выборы просто не пойдут.  Такого перегиба не нужно допускать, но это уже будет зависеть от штаба и технологов. Вот, кстати, говорят, что слишком много сейчас Цыденова, что он везде, но это не его вина – просто он новое лицо,  все заинтересованы, пишут о нем новости, используют малейший инфоповод. Поэтому в инфопространстве его много. Но, думаю, с момента объявления полноценной выборной кампании акцент сместится в низы, «в поле», а там тоже есть над чем работать.

- Спасибо за интересную беседу.

Марина Иванова-Денисова, Восток-Телеинформ.

http://vt-inform.ru/interview/107705/?clear_cache=Y