Коллективный член Русского географического общества










«Сто чудес Байкала»

Культурное и историческое наследие

    9. ПРАЗДНИК "САГААЛГАН"

    Лунный новый год - самый популярный и широко отмечаемый в Бурятии праздник, здесь его называют Сагаалган - Белый месяц: и весь этот месяц продолжаются новогодние празднества, включающие и семейные торжества, и богослужения в буддистских храмах - дацанах. Хотя официальное празднование Сагаалгана в Бурятии было возрождено лишь в 1991 году, это очень древний праздник. Отмечать его на границе зимы и весны, начали еще в 13 веке по приказу внука Чингис-хана хана Хубилая. В буддийской традиции празднование Нового года приходится в разные годы между концом января и серединой марта, на первое весеннее новолуние по лунному календарю.

    Дату встречи Нового года по лунному календарю ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. Из-за различий астрологических исчислений в разных странах эти даты могут не совпадать.

    В празднике смешались буддистские и языческие традиции. Главные богослужения проходят в крупнейшем буддистском монастыре России - Иволгинском дацане. Службы, длящиеся 20 дней, составляют новогодний молебен - Саалганай Хурал. Накануне наступления Нового года перед дацаном разводят ритуальный костер - "дугжууба", в который бросают старые вещи, сжигая таким образом злые помыслы и несчастья уходящего года.

    Белый месяц - это время очищения, ведь белый цвет у монголоязычных народов - символ чистоты, честности, добра и счастья. Перед наступлением праздника в домах наводят чистоту и готовят новогоднее угощение, состоящее из традиционных блюд белого цвета, таких как сушеные пенки, домашний сыр "хурууд", сушеный творог, простокваша, печенье на молоке, молочная водка "тарасун". Буряты придают молочной пище такое же значение, как христиане - постной, полагая, что она очищает и оздоравливает, а молоко считают символом плодородия и особым даром небес.

    За три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дхармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви (тиб. Балдан Лхамо), которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. В ее честь совершается отдельный молебен (Балдан Лхамо) в день, непосредственно предшествующий Новому году.

    Для получения благословения богини рекомендуется не спать всю ночь до 6-ти утра - либо присутствовать на молебнах в храме, либо дома читать мантры и делать практику. Тем, кто не спит и обращается к ней за помощью, богиня окажет свое покровительство и поможет в решении сложных вопросов.

    Новый год начинают праздновать на рассвете. В старину первым поздравляли самого старшего и уважаемого человека в семье или округе, преподносили ему подарки: голубой шелковый шарф, посуду с пищей, платки, сладости. В ответ одаривали гостей и хозяева. Иногда дети получали в подарок новорожденного ягненка или теленка с пожеланиями благополучия и умножения скота. Еще одна традиция - особое новогоднее приветствие (золгохо). Старший по возрасту кладет руки ладонями вниз на руки более молодого, оба они произносят пожелания благ и удачи. Золгохо - символ того, что старшие могут опереться на молодежь, найдут уважение и поддержку с их стороны.

    В первый день года нельзя ходить в гости, его надо провести именно в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным. Белый месяц — самое благоприятное время для проведения очистительных обрядов.

    Перед наступлением Нового года во всех домах проводится особый обряд очищения — Гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. Его совершает приглашенный в дом лама с участием всех членов семьи. После окончания праздничной трапезы остатки еды вместе с монетками, ветошью, свечой и хадаком (особым шарфом, который вручается гостям во время приветствия как знак уважения) складывают в большую чашу, куда помещают также человекообразную фигурку, вылепленную из теста и окрашенную в красный цвет (торма).

    Все вместе это служит «выкупом», который должен заставить зло и неудачи покинуть дом. Вечером при свете фонаря люди несут эти предметы к пустырю у дороги и выбрасывают, обращаясь ко злу со словами: «Прочь отсюда!». После этого они быстро возвращаются, не оглядываясь назад (согласно поверью, если человек обернется, то зло может вернуться вместе с ним).

    В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». Конь ветра удачи — это символ, показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи», освященное в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветра удачи» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.