Коллективный член Русского географического общества










«Сто чудес Байкала»

Сакральные места

    Номинация 2. САКРАЛЬНЫЕ МЕСТА

    Дорогие друзья! Если вы готовы к поездке на Байкал в случае победы в голосовании, сообщите свои контакты (e-mail, телефон) для связи.



    • Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района - с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда) урэ (белая гора).
      Высота горы - 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов. На вершине растут сосны. Весь склон изборожден узкими, глубокими ложбинами и рытвинами в несколько метров длиной.
      Северо-восточнее вершины в 500 м находится скала «Колокольня» или «Палец». «Палец». Высота верхней части 9 м, нижней части 14 м, диаметр 7 м. Вокруг останца видны следы поклонения, привязанные к деревьям освещенные полоски ткани. В 700 м северо-восточнее вершины скала «Лев», похожая на сидящего льва, хорошо видны нос, глаза, грива, спина. Высота скалы 6 м.
      Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.
    • Гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона - земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.
    • Священный камень, находящийся в долине реки Баргузин между селами Уро и Суво Баргузинского района Бурятии. Шаманское сакральное место, главное у баргузинских бурят - потомков эхиритов, переселившихся туда с острова Ольхон и западного побережья Байкала. Связано со скотоводческим культом бурят. По значимости соперничает у баргузинских бурят с буддистским обо в местности Барагхан.
    • Этот изолировано стоящий вулканический конус (абсолютная отметка 747,3 м) расположен в Тункинской котловине, у сел Саганур и Хурай-Хобок. Он имеет довольно правильную конусообразную форму и относительную высоту 23 м, сложен пористыми базальтами и шлаками. Склоны довольно крутые (30-35), подошва резко очерчена в виде круга диаметром 175-250 м. Вокруг холма находятся многочисленные блоки афролитов, агглютинатов и вулканических бомб округло-удлиненной формы. Некоторые бомбы имеют спирально завитую поверхность, у других – один конец крючковато загнут. Размеры бомб в среднем – около 30 см.
      Северо-западный склон конуса имеет пологую округлую циркообразную вдавленность, напоминающую своей формой эрозионную ключевую воронку. На вершине конуса находится неглубокий кратер с плоским дном (диаметром около 45 м), окруженным кольцевым валом. Высота последнего порядка 2-2,5 м; внутренние склоны вала круче внешних. Вал не замкнут; широкая промоина (брешь) находится с юго-западной стороны, куда наклонено дно кратерной воронки. Вал сложен очень крупными глыбами афролитовой лавы и агглютинатами. Брешь в кратерном валу, видимо, обусловлена позднейшими промывами вод, накапливавшихся в кратерной воронке из атмосферных осадков; об этом свидетельствует наклон в ту же сторону кратерного дна. В 25 м от вершины отмечается газовая бокка диаметром 3 м, глубиной 0,5 м.
      Конус отличается от большинства вулканов Тункинской долины тем, что он не покрыт лесом. На нем растут лишь единичные березы и лиственницы, в основном, на северо-западном склоне.
      С этим вулканом связан известный тункинский миф о Буха-нойоне. Придя к Койморским озерам, он отдыхал на холме, вследствие чего там осталось до сих пор заметное плоское углубление, а холму присвоено название «Буха-нойон-хэбтэше» (то есть лежбище Быка-господина). Отдохнув и набравшись сил, Буха-нойон перешел через Еловский перевал в Торскую котловину, где и окаменел на склоне Тункинских Альп. Святое место близ Койморских озер пользовалось большим почитанием тункинских жителей. Вблизи горы с шаманским святилищем были сооружены Койморская миссионерская церковь и ламаистский дацан (не сохранились). Судя по литературе, здесь существовал местный ламаизированный культ Хун Сагаан-нойона – «Человека белого господина», в честь которого было сооружено обо и поддерживалась культовая традиция. Но на холме и вокруг него в настоящее время никаких культовых сооружений нет.
    • Вулкан Хара-Болдок (Уляборский, Хайремский, Черского) расположен в Тункинской впадине, в 2,5 км северо-восточнее школы с. Хурай-Хобок в 7 км к юго-востоку от курорта Аршан. Он имеет изометричную подковообразную форму, относительную высоту 107 м, диаметр вулкана 650-700 м, кратера 80-100 м. С северной стороны, обращенной к Тункинским Гольцам, конус вулкана разорван. Наружные стороны конуса имеют крутизну 28-30°, внутренние – до 45°. Концы подковообразного вала снижаются быстро, имея уклон около 20-25°; ширина края кратера не более 5-6 м.
      Лавовый холм зарос сосновым лесом. На вершине вулкана установлен триангуляционный пункт, вырыты шурфы.
      На южном склоне, на пригорке, поросшем березовым леском, находится буддистское святилище – сложенное из камней обо, к которому с обеих сторон прислонены срубленные молодые березки, буддистский алтарь и жертвенники (три костра).
    • Одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Самое интересное здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, из которого сочится вода, считающаяся целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.
      Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения Среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог — один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.
    • Это наиболее почитаемая шаманистами гора, находящаяся в верховьях р. Куды, правого притока Нижней Ангары. Байтог (байтаг) – слово тюркского происхождения, означающее «богатая гора», что обусловлено древними поверьями местных жителей в существование так называемого духа-хозяина горы, который мог подарить людям благополучие и материальное богатство. Байтог был культовым центром эхиритского племени. Подобные верования стали первопричиной массового паломничества на гору представителей местного эхиритского племени, которое отмечалось вплоть до 1917 года. Как свидетельствуют документы, на молебны, проходившие на склонах горы, приходили сотни людей, которые проводили обряд массового жертвоприношения, включающий в себя ритуальное убийства нескольких сотен овец и сотни кобылиц.
      Животных привязывали к специальным столбам, которые устанавливались от каждого якутского рода, после чего они приносились в жертву хозяину горы. Еще в 30-х годах прошлого столетия на Байтоге было установлено 85 подобных священных столбов.
      Священный статус гора Байтог носит с незапамятных времен и столько же является местом паломничества бурятов. Об этом свидетельствуют найденные здесь в большом количестве древнейшие писаницы – изображения, оставленные в долетописный период на камнях, скальных поверхностях, стенах и потолках пещер. Байтагские писаницы датируются эпохой неолита и времен заселения этого региона курыканами.
      Гора Байтог до сих пор является местом поклонения не только местных жителей, но и всех приверженцев шаманизма, которые считают, что эта гора обладает сверхъестественными свойствами.
    • Это одна из главных святынь Баргузинской долины и Баргузинского хребта. Название этой горы упоминается как в древних бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Согласно тибетским текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков – мест, где живут главные духи. Самое северное из них (гора Бархан-Уула) охраняет буддийское учение с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. Для подъема на гору специально приезжают монахи из Иволгинского дацана. По мифологии бурят, гора Бархан-Уула – место пребывания Хажар Саган-нойона, хозяина Баргузинской долины, одного из тринадцати нойонов – небесных повелителей, спустившихся на Землю с неба.
      На небольшом плато Тэптээхэй, перед самой вершиной, находится почитаемое с древнейших времен крупное каменное Обо в честь духа этой горы (высота 1,1 м; диаметр 2,07 м), а также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины.
      Сегодня на Бархан-Уула проводятся буддийские молебны и завершаются различные обряды. Кроме того, каждый год совершаются паломнические восхождения на вершину горы. Народные предания предписывают тем, кто решил подняться на Бархан-Уулу, получить "разрешение" ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на эту гору.
    • Гора Большой Кумын (Кумын-Хан) расположена на правобережье р. Чикой, у с. Хилгантуй. Это высокая (1035,9 м, превышение 300 м) древняя вулканическая постройка, господствующая над долиной р. Чикой. Гора вытянута в северном направлении на 4 км, ее ширина – 3 км.
      Среди местных жителей название «Кумын-Хан» имеет священный и мистический смысл. По преданию, на вершине этой горы когда-то жил великий Кумын-Хан, покровитель всей прилегающей к ней местности.
      До сих пор у местных жителей сохранился обычай: если сын идет служить в горячую точку, семья молится на вершине горы Кумын-Хан. Говорят, что, по преданию, те мужчины, которые поднимались на скалу и брали с собой камешек, возвращались живыми.
      Забраться на гору Кумын-Хан чрезвычайно сложно. Если двигаться от ближайшего населенного пункта - села Мурочи, то по прямой будет около 5-6 километров. Но реально такой маршрут неосуществим, поскольку путники упираются в скалу и им приходится огибать ее с юга. Там их встречают очень крутые овраги, но, перейдя их по диагонали, можно попытаться подняться по более пологому южному склону. Правда, путешествие осложняется труднопроходимой чащей. На одном квадратном метре там растет в среднем около пяти деревьев! Кроме того, места там почти дикие и на пути вполне возможна встреча со змеями, а то и медведем.
      Зато с вершины горы открывается великолепная панорама. Здесь прекрасные условия для молитв и медитаций. Красные камни, напоминающие по своему составу и цвету кирпич, как будто специально выложены в форме крепостной кладки.
      Один из скальных уступов служит для верующих обо и имеет религиозный смысл для всех сонголов. По словам Зоригто-ламы из Мурочинского дацана, на скале иногда проступают надписи, содержащие в себе буддийские молитвы. Но слова эти недоступны для простых смертных - увидеть их могут только посвященные люди. Грешникам и путникам со злым умыслом они никогда не откроют свои тайны. Для того чтобы на самом деле увидеть письмена, надо быть либо действительно безгрешным человеком, либо долго медитировать или молиться у подножия скалы.
      Сегодня местные ламы хотят проложить тропу на священную гору, чтобы каждый человек мог открыть для себя таинства природы и человеческой мысли.
    • На правом берегу реки Анги, в двух километрах от Байкала и в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается курган в форме купола высотой 40 метров. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди.
      Фестиваль коренных народов Байкала (Ёрдынские игры) был возрожден в 2000 году, после перерыва длинною в сотню лет. Сегодня фестиваль около горы Ёрд проходит каждые четыре года.
      Знания об Ердынских играх были возрождены несколько лет тому назад благодаря исследованиям профессора Д.С. Дугарова.
      Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ёхор вокруг сопки Ехе-Ёрд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее700 участников. Когда на празднества не собиралось такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие разъезжались. Соответственно и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2 - 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ёхор танцевали вокруг сопок и днем, и ночью.
    • Высшая точка острова Ольхон, расположенная вблизи восточного побережья острова на мысе Ижимей, менее чем в 1,5 км от берега Байкала. Высота Жимы - 1274 метра; вершина горы возвышается более чем на 800 метров над Байкалом.
      В прошлом Жима почиталась коренным населением Ольхона как священная: древние обитатели Ольхона считали, что на горе обитают духи и божества.
      Название местности Ижимей происходит от слова "эжин" - хозяин местности. Древние шаманские мифы повествуют о божестве грома Угэтэ-нойоне, сыне Божественного Неба, пожелавшем обосноваться здесь, рядом со знаменитым ольхонским шаманом Нагре-бо, но затем он уступил свой дворец на Жиме шаманской чете, а сам перебрался ближе к озеру. На вершине горы раньше находились деревянная избушка и шалаш из сосновой коры, построенные, как считается, ольхонскими шаманами.
      Дух горы представляют в образе древнего старика с бородой. Неоднократно местные жители рассказывали, как старец с длинной белой бородой помогал заблудившимся в лесу на склонах мыса Ижимей детям выйти из леса к жилью. Вера в его существование настолько велика, что эти рассказы можно услышать по сей день.
    • Расположена на левом берегу р. Иркут, выше с. Монды. Это почитаемая местным населением гора. По данным К. Риттера от 1876 г., она испокон веков считалась священной. Жители собирали здесь помет мышей, водившихся в большом количестве, и употребляли его как лекарство, поскольку он считался священным. Также здесь собирали камни и хранили как талисман. Вблизи утеса находятся круглые каменные гряды – средневековые курганы.
    • Гора возле поселка Усть-Ордынский Иркутской области, недалеко от улуса Идыга. В настоящее время известно как главное сакральное место булагатов, где проводятся общие для этой этнической группы тайлаганы (церемонии чествования богов).
      Тайлаганы проводились с середины мая до конца осени. Каждый тайлаган посвящался конкретному божеству - эжину. Сроки и цели их проведения определялись циклом сельскохозяйственных работ, временем кочевки. Старейшины рода, улуса решали вопросы сбора денег на покупку коня или баранов для принесения в жертву. Главное их назначение, так же как при обоо, - просьба у эжинов благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Тайлаганы могли быть семейными и коллективными. Например, бурятские кузнецы проводили свой особый тайлаган, посвященный кузнечным божествам. Иногда устраивались группой людей, объединенных какой-то общей целью - выездом на охоту, началом строительства объекта общественного значения, поездкой в город для торговли.
      Обычно тайлаганы устраивались на вершине горы, откуда открывается широкий обзор на расположенные у подножия улусы. Иногда устраивались у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлаган имел свое постоянное, живописное место проведения.
      Тайлаганы, как правило, были массовыми мероприятиями всего населения улуса, рода. Непосредственное участие в нем принимали только мужчины, а также дети обоего пола. Женщины оставались дома, но включались во всеобщее торжество после возвращения мужчин в улус.
    • Гора Хара-Дабан (10 км восточнее с. Монды) – культовое место. К. Риттер в 1876 г. описал обо, воздвигнутое в виде кучи камней. На приречных скалах были выбиты тибетские надписи. В настоящее время сохранилось обо, есть также алтарь с жертвоприношениями, на деревьях повязано большое количество ленточек.
    • Гора возле села Мурочи Кяхтинского района Бурятии. Сакральное место для представителей племени цонголов. В настоящее время культ в значительной степени ассимилирован буддизмом.
    • Расположена в 2 км от села Иволгинск и представляет собой колоритное горное возвышение, напоминающее издалека голову. Северо-западный склон сопки пологий и ровный, а юго-восточный - скалистый и обрывистый. У подножия сопки некогда была пещера, где жили люди, которые жгли костры. Поэтому все входы сильно закопчены.
      Древние люди запечатлели на скалах сцены охоты, фрагменты военных действий, зверей, птиц. Все это сохранилось до наших дней. Но в результате неотектонических проявлений, а, возможно, и землетрясения, вход в пещеру был завален крупными глыбами. Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба в честь популярного в бурятских легендах Саввы Владимировича Рагузинского, русского посла в Китае, основателя города Кяхта.
      Для местных жителей сопка была священным местом, где они устраивали молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар богам.
    • Источник находится в 5 километрах западнее поселка Аршан. Представляет собой маломинирализованные выходы карстовых вод у подножия хребта.
      Место, где расположен минеральный источник Субурга, считается святым у местного населения. Ранее возле источника был построен буддийский храм, который, к сожалению, не сохранился (остались только развалины). Но в ручье еще сохранились культовые сооружения, а в 50 метрах над источником - священные ступы буддистов.
      Слово "субурга" по-бурятски буквально означает "ступа". Связано такое название с установкой священных ступ в память о почитаемых в буддизме людях.
    • Расположена на северо-западном побережье озера Байкал, на южной окраине пос. Нижнеангарск, в левом борту приустьевой части реки Сырой Молокон. Сложена светлыми гранито-гнейсами. Сопка вытянута на юго-восток на 60 м и имеет высоту около 40 м. На юго-западном склоне расположены живописные скальные обнажения. На большой наклонной плоскости, обращенной к Байкалу, сохранились петроглифы. Рисунки нанесены красной охрой и почти сливаются с налетами гидрооксидов железа. Рисунки трудны для расшифровки: это различные полосы, крестообразные знаки, солнечные символы, фигурки лосей (оленей), птиц. Сюжет характерен для так называемых петроглифов «таежного» стиля эпохи бронзы.
      На сопке обнаружена неолитическая стоянка. Находки из местного культурного слоя: нуклеусы, пластины, концевые скребки, резцы, рыболовные стерженьки и их заготовки, камни со следами распила и шлифовки, плитки-пилки, наконечники стрел, обломок двулезвийного каменного ножа, вкладыши, скребло из кварцита, шлифованный топор из змеевика, фрагменты гладкостенной и штриховой керамики.
    • Расположенный на острове Ольхон мыс с незапамятных времен обладает большой притягательностью для служителей шаманских культов. Старинное название мыса - Огненный - связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.
      Так, в середине 90-х годов XX века с необъяснимой стихией столкнулись члены красноярской этнографической экспедиции. Этнограф Ирина Квасцова позже вспоминала, что зрелище переливавшегося оранжево-голубыми оттенками огненного вала было настолько завораживающим, что исследователи в какой-то момент потеряли ощущение времени и пространства. Многие участники экспедиции после признались, что в те мгновения явственно испытали чувство полета, будто их тела стремительно уносились ввысь, туда, куда бил загадочный пучок света.
      На мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.
    • Сакральное место в районе поселка Малый Хужир на южной оконечности острова Ольхон. Находится в зоне расселения эхиритов. На этом месте проводились общественные молебны, связанные с поклонением «владыке Байкала».
      Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – в честь божества Байкала. По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века, обычно зимой, для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена.
      В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон.
      Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось.
      Сквозная пещера (вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья.
      Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести.
      Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона.
      В последнее время мыс Бурхан становится общебурятским культом, где устраиваются шаманские и буддийские ритуалы. Сегодня сюда приезжают шаманы и ламы из Улан-Удэ, Аги и Монголии.
    • Находится на северо-западном побережье Байкала, недалеко от старинного села Байкальское. Лударь является южным входным мысом Лударской губы, представляет собой северную оконечность зубчатого утеса, полого спускающегося в сторону суши. Название мыса эвенкийского происхождения, слово Лудури по-эвенкийски означает "врезаться".
      На вершине мыса, согласно местным легендам, когда-то было «место силы». Там обнаружены следы стоянки древних людей новокаменного века возрастом около 4000 лет, найден нефритовый топор. На вершине есть остатки каменной кладки, но происхождение ее неизвестно.
    • Мыс Орсо - исторический памятник, который известен выходами скальных пород и древними петроглифами на них. Он контрастно выделяется своим белым цветом, так как сложен из известняка. Над крутыми склонами мыса Орсо располагается Тажеранская горная степь. С мыса открывается величественный вид на открытый Байкал. Особый интерес представляет «курыканская стена» - прямолинейная, с проходами, без видимых защитных функций сложенная из камня (летник Новый Улан-Нур, протяженность стены около 70 м, высота около 1 м). Подобные сооружения, расположенные на неудобных крутых склонах в лесу, совершенно не вписываются в версию оборонительных курыканских крепостей. Их предназначение для современников остается непонятным и загадочным, есть предположения, что они носили культовый характер или даже были навигационными сооружениями внеземной цивилизации.
    • Высокий скалистый мыс на берегу Байкала в шести километрах к северу-востоку от села Байкальского (Горемыки). На вертикальной поверхности скалы имеется небольшое, около метра, светло-фиолетовое изображение, образованное естественным выщелачиванием горной породы и напоминающее фигурку человека. Ф. К. Дриженко писал, что по преданию здесь было рельефное изображение бога, которое один путешественник высек из скалы и увез, но бог восстановил этот рисунок на камне. В прошлом горемыкинские буряты считали это "образом" духа местности и ежегодно устраивали здесь тайлаганы - жертвоприношения духам.
    • Расположен на северо-западном берегу озера Байкал. Мыс знаменит шаманскими сооружениями, сложенными из отдельных камней и напоминающими по форме пирамиды.
      Согласно верованиям древних бурят, доступ чужих в «шаманское место силы» должен быть строго ограничен. Бурятские шаманы строго следят за тем, чтобы чужаки не оскверняли их места.
      По сей день неизвестно, кто, когда и зачем построил на Рытом каменную стену протяжённостью ровно 333 метра и плотно заставил его каменными конусами и пирамидами, ориентированными по сторонам света.
      Обязательный ритуал для всех посещающих эти места – повязать ленточку на священное дерево. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
      Кроме рассказов очевидцев о необычных явлениях на Рытом, нет никаких реальных научных инструментальных наблюдений. Существует только устоявшееся народное поверье, что это место было проклято и в результате стало опасным для здоровья находящихся здесь людей.
    • Мыс Хаман-Кит, (или Аман-Кит) расположен на северо-восточном побережье озера Байкал, в южном конце бухты Хакусы, на территории Фролихинского государственного заказника. Это дугообразный мыс, отвесной стеной спускающийся к воде. На эвенкийском языке «хаман» - шаман, «кит» - человек. Красивая скала с тремя останцами господствует над окружающим прибрежьем. Кочевавшие в прошлом здесь эвенки считали этот мыс олицетворением могущественного божества Байкала — Дианды. У эвенков мыс считался весьма почитаемым и священным местом. Здесь имеется довольно обширная пещера, а у подножья скалы - огромный камень-алтарь. Мыс отличает мощное и чистое эхо, которое возникает, если крикнуть, находясь рядом со скалой. Говорят, что такого чистого природного звука невозможно больше услышать нигде на Байкале. До недавнего времени на крутых карнизах скалы гнездились бакланы.
    • Перевал с Иркута в верховья реки Оки получил свое название из-за известкового утеса со сквозной дырой, через которую проходила тропа (дословно «нуху» — дыра, «дабан» — перевал).
      По свидетельству краеведа П. Хороших, около арки на склоне горы сохранились древние рисунки и тибетские надписи. Арку можно увидеть, если подняться по старой Окинской тропе на перевал.
      Нуху-Дабан – известное святилище, посвященное Ехэ-Сагаан-нойону (Великому белому господину). Арка пользовалась большим почитанием; возле нее на склоне горы сохранились древние рисунки и древние надписи, выполненные белой краской. В середине прошлого века вблизи арки с шаманским святилищем была построена православная часовня в честь Михаила Архангела, почитаемая не только православными, но шаманистами и бурятами.
      Сейчас культ духа-хозяина перевала сохранился, но, в связи со строительством дороги по правому берегу р. Иркут, святилище “перенесено” к живописному водопаду. Здесь построена беседка, сплошь увешанная ленточками ткани и заполненная жертвоприношениями: бутылками, монетами, продуктами питания.
    • Папий Аршан (подножие Тункинских Гольцов, в 12 км западнее курорта «Аршан») – напорный восходящий источник зоны сифонной циркуляции, приуроченный к зоне надвига кристаллических сланцев на известняки. Источник слабоминерализованной карстовой воды находится в живописной залесенной местности у склона хребта. Место выхода представляет собой воронкообразный бассейн диаметром 3 м и глубиной 2-2,5 м с прозрачной голубовато-зеленой водой. Донные осадки окрашены в сизо-голубоватый цвет, вызванный присутствием в них минерала вивианита. На дне воронки виден открытый понор. Дебит источника 24-34 м/с, температура 5,5°. От родника идут деревянные желоба, подающие воду в чан для нагревания. Из него вода подается в ванный корпус. На поляне стоят пять изб и вагончиков. Вокруг родника и вдоль вытекающего из него ручья заросли кустарника, преимущественно черемухи. Это место издавна посещается местными жителями как святое место, место отдыха и оздоровления. Около родника находятся два буддистских алтаря, жертвенники, на березе приколочена доска с вырезанной буддистской молитвой. На окрестных кустах повязаны ленточки.
    • Расположена в 1,5 км от Усть-Кяхтинской пещеры по правому берегу р. Селенга. Впервые была описана в 1887 г. В.В. Птицыным. Вход в пещеру виден издалека. Он расположен на высоком утесе на высоте 50 м над поймой р. Селенга. Пещера труднодоступна из-за крутизны склона, и в высокую воду эта пещера, как и Усть-Кяхтинская, может быть не обнаружена, поскольку непосредственно от подножия их входы не видны. Ширина пещеры – 15 м, длина – 27 м и высота – 10 м. Пол очень неровный и значительно повышается к задней стенке. Пещера представляет собой расщелину в кристаллических сланцах. У входа в пещеру, на южной плоскости скалы, под прикрытием выступа карниза сохранились два рисунка (трезубец и овал) плохой сохранности из серии селенгинских петроглифов, открытые А.П. Окладниковым в 1954 г. С пещерой связаны поверия и предания о кладах разбойников.
    • Ниловская пещера расположена рядом с курортом Нилова пустынь, в долине р. Ихе-Ухгунь, у подножия скалы, на высоте 15 м над уровнем реки. Вход представляет собой арочный свод. Его высота - 5,0 м, ширина – 4,5 м. Длина пещеры 8,0 м, причем в конце свод понижается до 1,0 м и заканчивается нишей длиной 4,0 м и высотой 1,5 м. Пол сравнительно ровный, слегка покатый к выходу, стены имеют выступы и небольшие трещины.
      Легенда гласит, что открыл пещеру и жил в ней архиепископ Иркутский Нил.
      Первые археологические раскопки в пещере проведены в августе 1928 г. П.П. Хороших, вскрывшем центральную часть пола и обнаружившем на глубине 0,25 м очаг, обложенный плитами, поставленными на ребро, железные наконечники стрел, обломки костяных обкладок колчанов, кости марала, кабарги, медведя и кабана. В 1967 и 1970 гг. Ниловская пещера осмотрена П.П. Хороших и А.В. Тиваненко. В шурфе, заложенном на расстоянии 4,0 м от входа, на глубине 0,28 м найдены куски кремня, железное кресало, древняя монгольская монета, фрагменты глиняной посуды древнетюркского времени, кости птиц и копытных животных.
    • Расположена в Селенгинском районе Бурятии, на левом берегу р. Темник около села Удунги. Является комплексным памятником природы федерального уровня. Первое ее описание дал в 1888 году В.В. Птицын.
      Пещера возникла из-за выветривания горных пород. Ее входное отверстие пещеры имеет размеры 9х9 м, длина - 12 м. Здесь обнаружены уникальные наскальные рисунки – т.н. селенгинские петроглифы, выполненные красной охрой. Они представляют собой изображения людей, орлов, магические пятна, крестообразные и солярные знаки, оградки и др. По численности изображений Темниковская наскальная галерея является наиболее крупной в Забайкалье.
      В.В. Птицын отметил, что пещера была объектом религиозного почитания местными бурятами-буддистами на протяжении многих лет: на стенах были развешаны хадаки, а на полу лежало несколько глиняных субурганов, на большом шесте висело изображение Будды на холсте.
    • Пещера расположена в долине реки Селенги, в ее правобережной части у села Усть-Кяхта, в основании отвесной скалы на высоте 4 м.
      Пещера тектонического происхождения. Вход находится на склоне отвесной скалы на высоте 4 м в 30 метрах от берега Селенги. Пещера представляет собой сужающуюся расщелину длиной 12 м, заканчивающуюся залом 46 м и высотой примерно 5 м. Пещера является результатом выветривания мраморизированных известняков – ее пол завален глыбами. Обильны наскальные рисунки – с небольшими интервалами или отдельными группами они тянутся от входа в пещеру до реки и располагаются на высоте 1,0-1,7 м над полом.
      Пещеру еще называют Капустинской. Согласно местным легендам, в середине XVIII века уроженец одного из чикойских селений солдат Капустин был несправедливо обижен начальством, дезертировал и стал грозой края. Любимым пристанищем и хранилищем награбленного отчаянного разбойника была Усть-Кяхтинская пещера, находившаяся возле купеческого Удунгинского тракта. Современники сравнивали Капустина с Робин Гудом.
    • Скала, на которой проступил лик богини, находится в лесу между селами Ярикто и Эласун Баргузинского района Бурятии. На скальной глыбе темно‑серого цвета (примерно 3 х 6 х 2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил, напоминающие танцующую женщину – богиню Янжиму.
      Первым её увидел XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев, находясь в состоянии глубокого созерцания. В пользу того, что это божество является не кем иной, как Янжимой, говорит тот факт, что село Эласун, на которое обращен её лик, традиционно отличается многодетными семьями.
      Образ танцующей богини Янжимы привлекает всех. Ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.
      В конце 2009 года в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" ‑ "Янжима бурханай ордон".
      Янжима у бурят - одна из самых почитаемых богинь, которая покровительствует искусствам, наукам, ремеслам и плодородию. Скала с ликом Богини Янжимы официально признана Сангхой России буддийской святыней Бурятии.
      У камня множество детских игрушек, в особенности, кукол. Все они поднесены Богине Янжиме с надеждой, что она подарит бездетной матери долгожданного ребёнка.
    • В двух километрах к западу от дацана Балдан Брейбун находится уникальное место паломничества, которое притягивает буддистов со всего мира. Здесь проявляется божество Авалокитешвара и его мантра ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.
      «Ранжун» с тибетского переводится как «само собой возникший», в бурятском языке «Ранжин» означает «природный». «Арья» - значит «освобожденный» и одновременно «освобождающий», «перешедший границы мирского существования», «выводящий человека из темного леса сансары». «Баала» – «господин», «господь», «бог». Вместе получается «Арьябала», и именно под этим именем Бодхисаттва Авалокитешвара известен в Бурятии.
      Авалокитешвара является воплощением безграничного сострадания всех бесчисленных Будд и олицетворяет безграничную любовь и милосердие, присущие просветленному сознанию.
      В качестве подношений Арьябале можно принести «белую пищу» (молочные продукты), кондитерские изделия, зуулы (масленые лампадки или свечи), хадаки, деньги. Все это можно оставить на алтаре у камня или в дугане, произнося ОМ А ХУМ и представляя, что подношение очищается от всех скверн и становится идеальным.
    • Стол (престол) Чингисхана (предгорья Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана) – живописный валун, находящийся в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Его размеры – 861,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху - плоская. Он имеет с северной стороны "стул-сиденье" (камень размером 2,5-3×1,5×1 м).
      Валун лежит у самого подножия одной из вершин Саянских гор, называемой Хандагайтын Yндэр, на высоком (10 м) отвесном берегу реки Баруун Хандагайта на довольно ровном месте. Надо отметить, что вокруг него, ни вблизи, ни вдали нет вообще камней, либо выступающих из-под земли, либо лежащих на поверхности. От него к северу на расстоянии не более двухсот метров почти сразу стеной поднимается склон горы. Это издревле почитаемое место в Тунке, связанное с именем Чингисхана и, как утверждают, с его деятельностью. Считается, что он в самом деле восседал на этом троне, за этим "столом", исполняя ритуальные действия.
      Агван Доржиев в своей автобиографии писал: "Монахи и миряне хотели перенести на другое место тункинский Кыренский дацан и в связи с этим собирались три раза. Но не сумев прийти к единому мнению, они обратились ко мне. Мой ответ был таков: "Из этих трех предлагаемых мест наиболее приятным и изолированным является место перед Мундаргой - то место, где в давние времена Чингисхан совершал обряды, посвященные духам гор, и которое позднее было благословлено появлением святых. Это наилучшее место. Местные горные духи предпочитают эту "белую сторону" и ясно проявили некоторые хорошие признаки их присутствия. Я думаю, что. если вы переедете туда, будет хорошо... хойморцы построили там новый дацан"(1).
      Лама Лодой Базаров, бывший в новом дацане в начальной партии хувараков, рассказывал, как участвовал в первом ламаистском ритуальном действии. Правда, он говорил, что первым нашел камень лама Лошон (ширета лама), который сидел и долго изучал какой-то ксилограф, потом сказал: "Здесь должен быть престол Чингисхана". Лошон пошел и полдня бродил по подножию гор и, вернувшись, оповестил о найденном святом месте. Ламы занялись благоустройством, просунув под камень несколько лиственничных бревен, приподняли камень с одного угла, выравнивая горизонтально, под кромками камня были найдены бараньи кости. Особенно всех удивило, что полые трубчатые кости конечностей филигранно точно были продольно разделены надвое.
      В наше время у святого места «Престол Чингисхана» в 1990-е годы был установлен субурган – каркас из металлических труб в форме трехгранной пирамиды на цементированном квадратном основании. Верхушку увенчивает соембо, посередине поперечная перекладина, так что с каждой из сторон пирамида выглядит, как буква А. Многие верят, что «Престол Чингисхана» связан с космосом, то есть с поклонением синему небу и для этого сооружают ритульные субурганы направленные в небо.
      В конце молебна у престола Чингисхана всегда начинается дождь.
    • Возле города Улан-Удэ создан архитектурный комплекс, который называется “Стоянка Гэсэра”, героя бурятского эпического сказания, где согласно мифу герой эпоса останавливался для отдыха и привязывал своего коня к коновязи, перед тем как отправиться дальше. Тысячелетие эпоса “Гэсэр” торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.
      Многие народы, знающие эпическое сказание о Гэсэре, поклоняются Гэсэру как небожителю, божеству, великому духу. Гэсэр покровительствует воинам, защищает стада, он победитель демонов и податель счастливой судьбы (в том числе охотничьей удачи). В шаманских призываниях Гэсэра называют бурханом или тэнгри, сыном неба, обитающим над высокой белой горной вершиной, в доме облаков и туманов. В отличие от Тибета, где обожествлены многие соратники и противники Гэсэра, у монгольских народов предметом культового почитания является только Гэсэр. У бурят существуют предания, что песни о Гэсэре охраняют от призраков умерших и демонов. Существовали специальные магические талисманы Гэсэра, которые должны были спасти их владельца от козней злых духов.
    • Гора находится на правобережье реки Селенги на восточной окраине села Усть-Кяхта.
      Вершина горы плоская, вытянутая с запада на восток. На южном склоне находятся камни с нацарапанными рисунками. Ранее здесь насчитывалось 54 композиции, состоящие из изображений животных, восьми разных окружностей, часть из которых изображена фрагментарно, и прямых резных линий, проведенных в разных направлениях. В настоящее время сохранились единичные камни с рисунками. На вершине горы находится обо, составленное из жердей, унизанных платками со священными изображениями и текстами.
    • Это культовое место расположено рядом с автодорогой Култук-Монды, недалеко от села Шимки. Здесь установлена оригинальная скульптурная композиция в виде курительной трубки. В переводе с бурятского Тамхи-Баряша означает «подносить табак».
      Это место поклонения культу Хан Шаргай-Нойона (Бурхан-Баабай — Бог-Отец) — хранителя Западной стороны долины. В легенде упоминается, что он восседал на горе Бойтог, охраняя западную границу Тунки от нашествий халха-монголов. При нем всегда была трубка, которую он раскуривал в часы отдыха. Рождение архитектурного комплекса «Тамхи-Баряша», его образ непосредственно связан с трубкой Мира. Проезжая мимо, путешественники обязательно останавливаются, чтобы попросить благословения у Хан Шаргай-Нойона в дальнюю дорогу и приносят подношения (монетки, пищу, ленточки, пучок, сигареты), брызгают молоко, чай, водку.
    • Находится в восточных отрогах Тункинских Гольцов, северо-восточнее с. Торы Тункинского района. Считалось местом обитания злых духов - эжинов. В процессе проникновения в Тункинскую долину ламаизма духом-хозяином Улаан хадууд стали считать «грозного небожителя Мрачен-Помбу со свитой». Шаманское и буддистское святое место.
    • Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал байкальского побережья. Он расположен в 5 км к северу от Крестовского мыса. Утес известен с древних времен большим количеством наскальных рисунков. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших на Байкале. Наскальный «иконостас» Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, бегущих оленей и лебедей.
      Наскальные изображения, открытые в 1881 году, сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций древнего иконостаса. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).
      Большая волноприбойная пещера расположена к югу в скале недалеко от рисунков. Попасть к ней можно только по воде. Существуют предания, что в этой пещере выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями.
    • Хайрхан Халма-Ула, (Бурхан-Баабай) – песчаная гора, расположенная в Хойтогольской котловине, на левом берегу р. Ихе-Ухгунь, в 3,7 км северо-западнее курорта Нилова Пустынь. Гора с абсолютной отметкой 1076 м возвышается на 180 м над руслом р. Ихе-Ухгунь. Она имеет форму гигантской дюны с относительно пологим западным склоном и крутым восточным, что свидетельствует о преобладающем направлении ветрового переноса песчаного материала с запада на восток.
      Северный склон горы покрыт разреженным сосновым лесом. На вершине и юго-восточном отроге многочисленны свежие песчаные надувы и сопряженные с ними небольшие котловины выдувания и междудюновые западины.
      Согласно шаманской мифологии бурят, на гору спустился «хозяин» всех западных бурят Хан Шаргай-нойон. Он сидел на соловом коне и был вооружен луком и колчаном со стрелами, сбоку имел щит, а в правой руке держал саблю и кнут. Его скакуны рыли склон горы, отчего появился белый песок, который обладает особой силой, как оберег для воинов и защитников родной земли. Сюда же он призвал в помощники всех местных эжинов или могущественных шаманов.
      Считается, что Шаргай-нойон защищает Тункинскую долину с западной стороны, тогда как Буха-нойон – с восточной. Бурятские воины всегда молились здесь и брали с собой священный песок, который должен был уберечь от гибели и неприятностей. В честь этого в 1867 г. был построен небольшой сруб для молитв. Эта традиция сохраняется до сих пор. В Великую Отечественную Войну воины-хойтогольцы, уходя на фронт, также брали с собой мешочки со священным песком, и, по их рассказам, это часто спасало их.
      Позже, в эпоху распространения в Тункинской долине буддизма, место стало называться Бурхан-Баабай. По рассказам местных жителей ламы уговорили шаманов сжечь свои одежды и атрибуты и перейти в буддийскую веру. В 1919 г. на святилище ламами Кыренского дацана было возведено единственное в своем роде культовое сооружение – «Жалсан», являющееся символом буддизма. Это сооружение уникально по конструкции, второго такого сооружения в буддийских храмах России нет. Оно представляет собой высокий столб, на вершине которого укреплена бочка, наполненная буддийскими книгами, реликвиями, серебряными монетами и иными атрибутами. Этот дар поднят высоко для того, что бы Будда мог видеть его. Позже были построены два дацана.
      Сейчас здесь одновременно находится шаманское святилище и буддийский дацан. Стоит бунхан (часовня) и жертвенник. Ведутся службы. Чаще исполнителями службы являются местные старожилы – знатоки древней (дошаманской) религии бурят, обрядов шаманизма и буддизма. Иногда эти обряды совершаются совместно с ламами.
      В настоящее время здесь расположена также ступа долголетия Намжал-ступа. Это одна из восьми ступ, посвященных Будде и имеет более чем 2500 летнюю историю. Название в переводе с тибетского означает «Победа над демоном смерти». Ступа Намжал имеет три уровня, возвышается над землей на опорах и по своему архитектурному решению является уникальной. Конструкция ступы отражает все этапы на пути к просветлению. Обычно такие буддийские культовые сооружения воздвигают у перекрестка дорог, на горном перевале, в открытой местности.
      Участие в строительстве ступы, ритуальные подходы, подношения, ремонт и другие действия полезны для исполнения повседневных желаний страждущих, при этом очень важны благая мотивация и соблюдение кононов моральной чистоты.
      Ступа Намжал, которую можно лицезреть в настоящее время, построена в 2003 г на личные средства лам и пожертвования буддистов-мирян. Освящена 14.06.2003 г. достопочтимым Еши Лодой Ринпоче.
      Песок на месте приземления Хан Шаргай-нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу. Бурхан-Баабай также обязательно посещают местные жители, отправляющиеся в дальнее путешествие, чтобы укрепиться духовно и помолиться за удачу.
    • Самая высокая (1045,2 м) гора в окрестностях с уплощенной вершиной, большой пещерой и особенно крутым склоном в сторону реки Чикой (превышение над берегом 400 м). Сложена пятью мощными потоками нефеленитов верхнемелового возраста. Ранее гора использовалась в качестве наблюдательного пункта казаками-пограничниками, следившими за передвижением монголов, устраивавших набеги на российские пределы. Пещера использовалась казаками в качестве укрытия.
      Это место весьма почитаемо как у местных бурят, так и у жителей северо-восточной Монголии. Они соорудили несколько обо у подножия утеса, на его вершине и в самой пещере, проводят здесь массовые религиозные обряды.
      Особую ценность представляют обнаруженные в пещере и на скальной поверхности около пещеры петроглифы бронзового века. Памятник описан в рукописях П.П. Хороших.
    • Заповедная скала у истока реки Ангара. Является памятником природы Прибайкальского национального парка.
      С Шаман-камнем связана легенда об Ангаре – дочери Байкала, которая бежала от своего отца к милому жениху Енисею. Отец был в ярости и попытался удержать ее: бросил ей вслед камень, который и встал на границе Байкала и Ангары.
      С древности «Шаман-камень» наделяли необычной силой. По верованиям жителей Приангарья, Шаман-камень был местом обитания хозяина Ангары, Ама Саган Нойона. Здесь молились и проводили важные шаманские обряды. Также здесь вершили правосудие: привозили преступника и оставляли его на камне. И если ночью воды Байкала его не смывали, то преступника оправдывали.
      После строительства Иркутской ГЭС уровень воды в истоке Ангары поднялся, и сейчас в хорошую погоду можно увидеть лишь самую вершину легендарной скалы, выступающую из воды на 1—1,5 м.

    Народное голосование «Сто чудес Байкала» проводится по инициативе Фонда содействия сохранению озера Байкал с 20 декабря 2011 года по 1 июня 2012 года.

    1. Голосование проводится раздельно в пяти номинациях:
      • Памятники природы – с 20 декабря 2011 года
      • Сакральные места – с 1 февраля 2012 года
      • Духовные святыни – с 1 марта 2012 года
      • Культурное и историческое наследие – с 1 апреля 2012 года
      • Живая природа и эндемики Байкала – с 1 мая 2012 года.
    2. Голосование завершится 1 июня 2012 года. Итоги голосования будут подведены 10 июня 2012 года.
    3. Можно проголосовать не более чем за три объекта в каждой номинации.
    4. В конце списка можно оставить комментарии, обосновывающие выбор тех или иных объектов.
    5. В поле комментария можно написать название одного объекта, не вошедшего в список, но, по мнению участника голосования, достойного включения в список.
    6. По итогам голосования будет издан альбом «Сто чудес Байкала». Таким образом, каждый из проголосовавших может стать соавтором альбома.
    7. Участники голосования, наиболее точно угадавшие победителей списка «Ста чудес Байкала», будут награждены. Среди призов:
      • путевка на 2 лица на отдых в одном из отелей на берегу Байкала летом 2012 года;
      • уникальные ценные подарки от Фонда содействия сохранению озера Байкал.
      Для этого просьба ко всем участникам голосования оставлять свои контактные данные (e-mail или телефон) в поле комментария.

     

    Информационные партнеры