Коллективный член Русского географического общества










Библиотека Байкала

Международные нормативные акты

Севильская стратегия для биосферных резерватов

Биосферные резерваты: первые двадцать лет

Биосферные резерваты созданы для решения одного из важнейших вопросов, стоящих перед современным миром: Как примерить сохранение биологического разнообразия и биологических ресурсов с их устойчивым использованием? Для эффективности биосферного резервата необходимо, чтобы ученые в области естественных и социальных наук, группы специалистов по охране природы и развитию, административные органы и местные общины работали совместно над решением этого комплексного вопроса.

Концепция биосферного резервата была разработана в 1974 году рабочей группой программы «Человек и биосфера» (МАБ) ЮНЕСКО. Создание Всемирной сети биосферных резерватов началось в 1976 г., а в марте 1995 г. она включала 324 резервата, расположенных в 82 странах. Эта Сеть имеет ключевое значение для достижения задачи программы МАБ: обеспечение устойчивого равновесия между порой конфликтующими целями сохранения биологического разнообразия, содействия экономическому развитию и сбережения соответствующих культурных ценностей. Биосферные резерваты являются такими объектами, где принципы этой деятельности проходят проверку, уточняются, применяются и популяризируются.

В 1983 году ЮНЕСКО и Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) в сотрудничестве с Сельскохозяйственной и Продовольственной организацией Объединенных Наций (ФАО) и Международным союзом охраны природы (МСОП) совместно организовали в Минске (Беларусь) первый Международный конгресс по биосферным резерватам. В результате работы этого Конгресса в 1984 году появился «План действий по биосферным резерватам», который был официально утвержден Генеральной конференцией ЮНЕСКО и Административным советом ЮНЕП. Минский план действий во многом сохраняет свою актуальность и сегодня, однако контекст, в который вписываются биосферные резерваты, значительно изменился, о чем свидетельствует процесс Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) и, в частности, Конвенция о биологическом разнообразии. Подписанная в июне 1992 г. на Высшем форуме Земли в Рио-де-Жанейро Конвенция вступила в силу в декабре 1993 г., и ее уже ратифицировали более 100 стран. Основными целями этой Конвенции являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его элементов, а также справедливая совместная реализация преимуществ, связанных с эксплуатацией генетических ресурсов. Биосферные резерваты позволяют применять этот комплексный подход и, таким образом, располагают хорошими возможностями для содействия осуществлению этой Конвенции.

В течение десяти лет, последовавших за проведением Минского конгресса, аналитическая работа, касающаяся охраняемых территорий в целом и деятельность, связанная с конкретными биосферными резерватами, развивалась в одном и том же направлении. В частности, взаимосвязь между сохранением биологического разнообразия и потребностями развития местных сообществ (существенный элемент подхода к деятельности биосферных резерватов) признается сегодня в качестве одного из ключевых факторов в управлении большинством национальных парков, природных заповедников и других охраняемых территорий. На четвертом Всемирном конгрессе по национальным паркам и охраняемым территориям, который состоялся в Каракасе, Венесуэла, в феврале 1992 г., специалисты различных стран по вопросам планирования и управления охраняемыми территориями, одобрили целый ряд идей (участие местных сообществ, взаимосвязи между сохранением и развитием, важность международного сотрудничества), которые существенным образом характеризуют биосферные резерваты. Кроме того, на этом Конгрессе была принята резолюция, касающаяся биосферных резерватов.

Были внесены также важные нововведения в управление самими биосферными резерватами. Разработанные новые методологии основаны на вовлечении всех партнеров в процесс принятия решений и урегулирования конфликтов, в них уделяется большое внимание необходимости использования региональных подходов. Появились новые формы биосферных резерватов, например «кластерные» и трансграничные резерваты, произошла эволюция многих биосферных резерватов, при этом отмечалось смещение акцента от выполнения преимущественно природоохранных задач к более широкой интеграции с деятельностью в области развития благодаря растущему сотрудничеству между всеми партнерами. Новые международные сети, развитие которых получило импульс благодаря техническому прогрессу, в том числе появлению более мощных компьютеров и сети «Интернет», в значительной мере облегчают коммуникацию и сотрудничество между биосферными резерватами в различных странах.

Именно в этом контексте Исполнительный совет ЮНЕСКО в 1991 г. принял решение утвердить Консультативный комитет по биосферным резерватам. Этот Комитет счел своевременным провести оценку эффективности Плана действий 1984 г., проанализировать его выполнение и разработать пересмотренную и скорректированную стратегию для биосферных резерватов на пороге XXI столетия.

Для достижения этой цели и в соответствии с резолюцией 27С/2.3 Генеральной конференции 20-25 марта 1995 г. ЮНЕСКО организовала в Севилье (Испания) по приглашению испанских властей Международную конференцию по биосферным резерватам. В работе этой Конференции участвовало около 400 экспертов из 102 стран, а также представители 15 международных и региональных организаций. Конференция была организована таким образом, чтобы можно было провести оценку опыта выполнения Плана действий 1984 г., проанализировать роль биосферных резерватов в контексте XXI века (что нашло отражение в намеченных перспективах) и подготовить проект положения о Всемирной сети биосферных резерватов (в дальнейшем Всемирная сеть). Конференция разработала Севильскую стратегию, которая приводится в настоящем документе. Координационный совет программы «Человек и биосфера» (МАБ) в ходе своей 13-й сессии (12-16 июня 1995 г.) полностью поддержал Севильскую Стратегию.

Концепция биосферного резервата

Биосферными резерватами являются «территории наземных и прибрежных/морских экосистем или сочетания таких экосистем, международно признанные в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) (Положение о Всемирной сети биосферных резерватов). Предложения о создании биосферных резерватов выдвигаются национальными правительствами, при этом для включения во Всемирную сеть каждый биосферный резерват должен отвечать минимуму критериев и условий. Биосферные резерваты должны выполнять три взаимодополняющие функции: охранную функцию для сохранения генетических ресурсов, биологических видов, экосистем и ландшафтов; функцию развития для содействия устойчивому социально-экономическому развитию; и функцию научно-технического обеспечения для поддержки демонстрационных проектов, экологического образования и подготовки кадров, проведения исследований и мониторинга в связи с мероприятиями местного, национального и глобального характера, осуществляемыми в целях охраны природы и устойчивого развития.

На деле, каждый биосферный резерват должен включать три элемента: одну или несколько основных территорий (или ядер), пользующихся долгосрочной защитой и позволяющих сохранять биологическое разнообразие, вести наблюдение за наименее нарушенными экосистемами, проводить исследования и другую не вносящую больших нарушений деятельность (например, в области образования); четко определенную буферную зону, которая обычно располагается вокруг ядер или примыкает к ним и которая используется для осуществления на основе сотрудничества экологически безопасной деятельности, в том числе в области экологического образования, досуга, экотуризма, а также прикладных и фундаментальных исследований; и гибкую переходную зону (или зону сотрудничества), где могут проводиться некоторые виды сельскохозяйственной деятельности, размещаться населенные пункты, или которая может использоваться в других целях и в пределах которой местные общины, административные и научные учреждения неправительственные организации, культурные общества, деловые круги и другие партнеры работают совместно в целях рационального управления и устойчивого воспроизводства ресурсов этой территории. Эти три зоны, первоначально задуманные как серия концентрических кругов, устанавливаются с весьма различными очертаниями с тем, чтобы приспособить их к местным условиям и потребностям. По сути, одним из наиболее важных достоинств концепции биосферного резервата является гибкость и творческий подход к ее реализации в весьма разнообразных ситуациях.

Некоторые страны издали специальные законы в целях создания своих биосферных резерватов. Во многих странах ядро и буферная зона объявляются национальным законодательством (полностью или частично) охраняемыми территориями. Большое число биосферных резерватов одновременно относится и к другим национальным системам охраняемых территорий (как, например, национальные парки и природные заповедники) и/или к другим международным сетям (Всемирное природное наследие или районы, охватываемые Рамсарской конвенцией).

Могут различаться также и формы собственности. В большинстве случаев ядра биосферных резерватов являются общественной собственностью, но они могут принадлежать также и частным владельцам или неправительственным организациям. Во многих случаях буферные зоны принадлежат частным лицам или общинам, что имеет место, как правило, и в случае переходных зон. Севильская Стратегия отражает широкий диапазон различных условий.

Севилья: взгляд на XXI век.

Как видится будущее мира в то время, когда он вступает в XXI век? Нынешние тенденции роста населения и его пространственного распределения, глобализация экономики и влияние рыночной экономики в сельских районах, широкое распространение понятия культурной самобытности, возрастающий спрос на энергию и ресурсы, централизованный доступ к информации неравенство в отношении технологических нововведений вынуждает нас реалистично оценивать перспективы окружающей среды и развития в ближайшем будущем.

В ходе ЮНСЕД была отмечена необходимость устойчивого развития, которое включает сохранение окружающей среды и достижение большего социального равенства, в том числе с точки зрения уважения сельских общин, их знаний и навыков. Программа действий на XXI век, конвенции о биологическом разнообразии, об изменении климата и борьбы с опустыниванием, а также другие многосторонние соглашения намечают путь для будущего развития на международном уровне.

Вместе с тем мировое сообщество нуждается в проверенных моделях, охватывающих идеи ЮНСЕД, для того, чтобы одновременно содействовать сохранению окружающей среды и устойчивому развитию. Эти модели могут применяться лишь в том случае, если в них учитываются все социальные, культурные, духовные и экономические потребности общества и если они опираются на хорошую научную базу.

Биосферные резерваты дают такие модели. Биосферные резерваты не должны оставаться островками в мире, где все более серьезно сказываются последствия деятельности человека, они могут показать возможности примирения человека и природы. Они могут обеспечить возможность примирения накопленных в прошлом знаний для удовлетворения потребностей будущих поколений. Наконец, они могут способствовать преодолению трудностей, возникающих в результате секторального характера наших учреждений. Иными словами, биосферные резерваты представляют собой нечто значительно большее, чем просто охраняемые территории.

Таким образом, биосферные резерваты могут играть новую роль. Они станут не только средством, позволяющим населению, живущему в этих районах или вблизи них, развиваться в равновесии с природной средой, но и будут способствовать удовлетворению потребностей общества в целом, показывая путь к более устойчивому будущему развитию. Этот подход находится в самом центре нашего видения будущего для биосферных резерватов в XXI веке.

Международная конференция по биосферным резерватам, организованная ЮНЕСКО в Севилье (Испания) с 20 по 25 марта 1995 г., приняла двуединый подход:

- подвести итог прошлой деятельности по реализации новаторской концепции биосферного резервата;

- определить для будущего, какое значение должно придаваться трем функциям биосферных резерватов: охраны, развития и научно-технической поддержки.

Севильская конференция пришла к выводу, что несмотря на проблемы и ограничения, встретившиеся в процессе реализации концепции биосферного резервата, эта программа в целом оказалась новаторской и имела определенный успех. Указанные три функции полностью сохраняют свое значение для будущего. Вместе с тем в свете анализа, проведенного Конференцией, были определены следующие десять ключевых направлений, составляющих основу Севильской Стратегии.

1. Укрепление вклада биосферных резерватов в осуществление международных договоров, направленных на сохранение окружающей среды и устойчивое развитие, в частности, Конвенции о биологическом разнообразии и других договоров, касающихся изменений климата, сохранения лесов и борьбы с опустыниванием.

2. Создание биосферных резерватов в самых разнообразных экологических, экономических и культурных условиях - от обширных ненарушенных районов до городских зон. В случае прибрежной и морской среды потенциальные возможности и потребности применения концепции биосферных резерватов имеют особенно важное значение.

3. Укрепление новых региональных, межрегиональных и тематических сетей биосферных резерватов в качестве основных элементов Всемирной сети биосферных резерватов.

4. Укрепление проводимой в биосферных резерватов деятельности, связанной с научными исследованиями, мониторингом, подготовкой кадров и образованием, с учетом необходимости иметь прочную базу в области естественных и социальных наук в целях лучшего содействия сохранению и устойчивому использованию природных ресурсов в этих районах. Эта потребность особенно ощущается в тех странах, где биосферные резерваты испытывают нехватку людских и финансовых ресурсов и должны быть предметом первостепенного внимания.

5. Уделение внимания тому, чтобы все зоны биосферных резерватов вносили свой вклад в сохранение окружающей среды, обеспечение устойчивого развития и расширение научных знаний.

6. Расширение переходной зоны с целью включения в нее достаточно протяженных территорий, что позволяет рациональнее использовать экосистемы и реализовывать преимущества биосферных резерватов для изучения и применения подходов к достижению устойчивого развития в региональном масштабе. В этих целях необходимо делать больший акцент на переходную зону.

7. Лучший учет человеческого аспекта биосферного резерватов. Для этого необходимо установить тесную взаимосвязь между культурным и биологическим разнообразием. Должны быть сохранены традиционные знания и генетические ресурсы, необходимо признать и повышать их роль в устойчивом развитии.

8. Применение к управлению каждым биосферным резерватов подхода, основанного, по существу, как бы на «пакте» между местной общиной и сообществом в целом. Управление должно приобрести более открытый характер и должно поддаваться адаптации. Такой подход позволит обеспечить резерватам и местному населению лучшие возможности для того, чтобы отвечать на внешние воздействия политического, экономического и социального характера.

9. Объединение всех участников и заинтересованных секторов партнерскими связями, обеспечивающими возможности для развития биосферных резерватов на местном уровне и уровне сетей. Должен быть обеспечен свободный обмен информацией между всеми заинтересованными участниками.

10. Инвестирование в будущее. Биосферные резерваты должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений.

Таким образом, биосферные резерваты должны способствовать сохранению и использованию природных и культурных ценностей благодаря надежному управлению, опирающемуся на солидную научную базу и творческий подход. Всемирная сеть биосферных резерватов, функционирующая в соответствии с Севильской Стратегией, станет, таким образом, инструментом интеграции, позволяющим достичь более широкой солидарности между народами и нациями всего мира.

Стратегия

В излагаемой ниже Стратегии предпринимается попытка сформулировать рекомендации, направленные на оказание содействия развитию функциональных биосферных резерватов и созданию необходимых условий для функционирования Всемирной сети. Она не является повторением общих принципов, содержащихся в Конвенции о биологическом разнообразии или в Плане действий на XXI век. Ее задача, скорее, заключается в том, чтобы определить ту конкретную роль, которую биосферные резерваты могут сыграть в развитии новой концепции взаимосвязи между сохранением окружающей среды и развитием. Поэтому в данном документе сознательно ограничено число приоритетов.

В настоящей Стратегии рассматривается вопрос о том, на каких уровнях (международном, национальном или на уровне каждого резервата) каждая из рекомендаций окажет наибольшее воздействие. Однако, учитывая большое разнообразие, существующее в области управления на национальном и местном уровнях, рекомендуемые действия следует рассматривать как носящие исключительно индикативный характер, которые должны отвечать каждой конкретной ситуации. Следует особо отметить, что под так называемым «национальным» уровнем подразумеваются в действительности правительственные инстанции более высокого уровня, чем уровень управления самими резерватами (провинция, государство, страна и т. д.). В некоторых странах национальные или местные неправительственные организации являются также весьма подходящими партнерами на этом уровне. «Международный уровень» же часто включает региональную и межрегиональную деятельность.

Настоящая Стратегия также включает рекомендуемые индикаторы внедрения, а именно список мероприятий, который даст возможность всем ответственным лицам контролировать и производить оценку осуществления данной Стратегии. При разработке этих индикаторов использовались следующие критерии: доступность (достаточно ли легко получать необходимые сведения?), простота (не допускают ли данные их двоякого толкования?) и полезность (окажутся ли эти сведения полезными для управляющих резерватами, национальных комитетов и всей Сети в целом?). Роль индикаторов внедрения заключается в том, чтобы служить базой данных о механизмах, успешного внедрения Стратегии и способствовать обмену этой информацией среди всех членов Всемирной сети.

ЦЕЛЬ I: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Задача I.1: Улучшение охвата природного и культурного разнообразия Всемирной сетью биосферных резерватов

Рекомендации на международном уровне:

1. Содействовать развитию биосферных резерватов в качестве средства достижения целей Конвенции о биологическом разнообразии.

2. Развивать более широкий подход к биогеографической классификации, учитывающей анализ уязвимости окружающей среды, с тем, чтобы выработать систему, объединяющую все экологические и социальные факторы.

Рекомендации на национальном уровне:

3. Подготовить биогеографический анализ страны в целях, среди прочего, оценки охвата Всемирной сетью биосферных резерватов.

4. На основе этого анализа и с учетом существующих охраняемых территорий создать, укрепить или расширить, в зависимости от потребностей, биосферные резерваты, уделив при этом особое внимание проблемам фрагментации среды обитания, экосистемам, находящимся под угрозой, а также хрупкой и уязвимой окружающей среды как природной, так и культурной.

Задача I.2: Включение биосферных резерватов в систему планирования охранных мероприятий

Рекомендации на международном уровне:

1. Поощрять создание трансграничных биосферных резерватов в качестве средств сохранения живых организмов, экосистем, генетических ресурсов, которые выходят за рамки национальных границ.

Рекомендации на национальном уровне:

2. Включать биосферные резерваты в стратегии сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования, а также в планы, касающиеся охраняемых территорий, и в национальные стратегии и планы действий по сохранению биологического разнообразия, что предусмотрено в статье 6 Конвенции о биологическом разнообразии.

3. Там, где это оказывается возможным, объединить в программы проекты, позволяющие укрепить и развить биосферные резерваты, которые инициируются и финансируются в рамках Конвенции о биологическом разнообразии и других многосторонних конвенций.

4. Обеспечить связь биосферных резерватов с другими охраняемыми территориями, используя для этого зеленые коридоры и другие методы, которые укрепляют возможности сохранения биологического разнообразия, и добиться устойчивого характера таких связей.

5. Использовать биосферные резерваты для сохранения in situ генетических ресурсов, в том числе диких видов, родственных культурным растениям и домашним животным. Рассмотреть возможность использования резерватов в качестве мест реабилитации и восстановления различных видов, а также обеспечить соответствующую связь с программами сохранения видов ex situ и их использования.

ЦЕЛЬ II: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ В КАЧЕСТВЕ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИЯМИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ БАЗЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Задача II.1: Обеспечение поддержки и участия местного населения

Рекомендации на международном уровне:

1. Подготовить руководства по решению ключевых проблем управления биосферными резерватами, включая разрешение конфликтов, предоставление преимуществ на местах и участие партнеров в принятии управленческих решений.

Рекомендации на национальном уровне:

2. Включить биосферные резерваты в планы, направленные на достижение целей устойчивого использования, содержащиеся в Плане действий на XXI век и в Конвенции о биологическом разнообразии.

3. Создавать, укреплять и расширять биосферные резерваты с тем, чтобы включить в них территории, в которых сохраняется традиционный образ жизни и используется коренным населением биологического разнообразия (включая священные места), и/или зоны, где взаимодействие между населением и окружающей его средой находится в исключительно критическом состоянии (например, зоны, расположенные на периферии городских центров, деградирующие сельские районы, прибрежные зоны, пресные водоемы и болота).

4. Определить и поощрять деятельность, совместимую с целями сохранения путем передачи соответствующих технологий, включая традиционные знания, могущие содействовать устойчивому развитию в буферных и переходных зонах.

Рекомендации на уровне каждого биосферного резервата:

5. Выявить интересы различных партнеров и полностью привлечь их к процессу планирования и принятия решений, касающихся управления и использования биосферных резерватов.

6. Определить факторы, которые приводят к деградации окружающей среды и неустойчивому использованию биологических ресурсов, и принять меры для их устранения.

7. Произвести оценку природной продукции и услуг в рамках резервата и на основе этой оценки содействовать развитию экологически чистых и экономически жизнеспособных методов их эксплуатации, с тем, чтобы они принесли пользу местному населению.

8. Создавать стимулы по сохранению и устойчивому использованию природных ресурсов, альтернативных источников жизнеобеспечения для местного населения в случаях, если хозяйственная деятельность ограничена или запрещена на территории биосферного резервата.

9. Обеспечить справедливое распределение между партнерами прибыли от эксплуатации природных ресурсов, право доступа, равное для всех, продажу природных продуктов или ремесленных изделий, использование местной строительной техники и привлечение местной рабочей силы, а также развитие устойчивых видов деятельности (например, сельское хозяйство, лесоводство и т. д.).

Задача II.2: Обеспечить более гармоничное обустройство и взаимодействие различных зон биосферных резерватов

Рекомендации на национальном уровне:

1. Обеспечить наличие политики управления или менеджмент-плана для каждого биосферного резервата, а также создание механизма или руководящего органа для их реализации.

2. Выработать средства, позволяющие выявить несоответствия между функциями по сохранению и устойчивому использованию биосферных резерватов, и принять необходимые меры для поддержания равновесия между этими функциями.

Рекомендации на уровне каждого биосферного резервата:

3. Разработать и создать соответствующие институциональные механизмы, позволяющие осуществлять управление, координацию программ и деятельности биосферного резервата.

4. Создавать условия для проведения консультаций на местах с участием экономических и социальных партнеров, представляющих все заинтересованные стороны (например, сельское хозяйство, водное и лесное хозяйство, охота и сбор дикорастущих растений, снабжение водой и энергией, рыбная ловля, туризм, отдых, научные исследования).

Задача II.3: Включение биосферных резерватов в региональное планирование

Рекомендации на национальном уровне:

1. Включить биосферные резерваты в политику регионального развития и в региональные планы землепользования.

2. Поощрять главные отрасли природопользования вблизи каждого биосферного резервата, использовать методы, способствующие устойчивой эксплуатации земельных угодий.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

3. Проводить различные форумы и создавать демонстрационные участки для изучения социально-экономических и экологических проблем региона, а также вопросов устойчивого использования биологических ресурсов, имеющих важное значение для данного региона.

ЦЕЛЬ III: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, МОНИТОРИНГА, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Задача III.1: Совершенствовать знания о взаимодействии между человеком и биосферой

Рекомендации на международном уровне:

1. Использовать Всемирную сеть биосферных резерватов для проведения сравнительных исследований в социально-экономической и экологической областях, в том числе исследований долгосрочного характера, рассчитанных на несколько десятилетий.

2. Использовать Всемирную сеть биосферных резерватов для осуществления международных программ научных исследований, рассматривающих такие вопросы, как биологическое разнообразие, опустынивание, круговорот воды, этнобиология и глобальные изменения.

3. Использовать Всемирную сеть биосферных резерватов для осуществления программ сотрудничества в области научных исследований на региональном и межрегиональном уровнях по примеру программ, существующих в Южном полушарии, в Восточной Азии и Латинской Америке.

4. Поощрять развитие механизмов междисциплинарных и новаторских исследований в области биосферных резерватов, включая создание гибких моделей для интеграции социальных, экономических и экологических данных.

5. Создать центр обмена информацией о механизмах научных исследований и методологиях, используемых в биосферных резерватах.

6. Содействовать сотрудничеству между Всемирной сетью биосферных резерватов и другими научно-исследовательскими и образовательными сетями, а также способствовать использованию биосферных резерватов для проектов научных исследований, осуществляемых в сотрудничестве с университетами и другими высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими учреждениями как в частном, так и в государственном секторах, а также на правительственном и неправительственном уровнях.

Рекомендации на национальном уровне:

7. Включать биосферные резерваты в программы региональных и национальных исследований, обеспечив связь этой деятельности с политикой в области сохранения среды и устойчивого развития, проводящейся на национальном и региональном уровнях.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

8. Использовать резерваты для проведения фундаментальных и прикладных исследований, в частности, для осуществления проектов, нацеленных на решение местных вопросов, междисциплинарных проектов, объединяющих социальные и естественные науки, а также проектов, направленных на реабилитацию подвергшихся деградации экосистем, сохранение почвы и воды и устойчивое использование природных ресурсов.

9. Создать функциональную систему управления данными в целях рационального использования результатов научных исследований и постоянного контроля в области управления биосферными резерватами.

Задача III.2: Совершенствование мониторинга

Рекомендации на международном уровне:

1. Использование Всемирной сети биосферных резерватов на международном, региональном, национальном и местном уровнях в качестве наиболее подходящих объектов для осуществления долгосрочного мониторинга в интересах международных программ, касающихся таких вопросов, как системы наблюдений за сушей и морем, глобальные изменения, биологическое разнообразие и состояние лесов.

2. Поощрять принятие стандартных протоколов по мета-данным, касающимся описаний флоры и фауны, для облегчения обмена, доступа и использования научной информации, полученной в биосферных резерватах.

Рекомендации на национальном уровне:

3. Содействовать участию биосферных резерватов в национальных программах мониторинга окружающей среды и установлению связей между биосферными резерватами и другими сетями и территориями, используемыми для мониторинга.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

4. Использовать биосферные резерваты для учета находящихся в них представителей флоры и фауны, сбора данных экологического и социально-экономического характера для метеорологических и гидрологических наблюдений, изучения воздействия загрязнения в научных целях, а также для использования их в качестве основы разумного управления биосферными резерватами.

5. Использовать биосферные резерваты в качестве экспериментальной базы для разработки и тестирования методов и подходов в области оценки и мониторинга биологического разнообразия, устойчивости и качества жизни их обитателей.

6. Использовать биосферные резерваты для разработки показателей устойчивости (экологические, экономические, социальные и организационные параметры) в отношении каждого вида производственной деятельности, осуществляемой внутри буферной и переходной зон.

7. Создать функциональную систему управления данными для рационального использования результатов научных исследований и мониторинга в области управления биосферными резерватами.

Задача III.3: Улучшить образование, повысить внимание общественности и ее участие

Рекомендации на международном уровне:

1. Поощрять обмен опытом и информацией между биосферными резерватами в целях усиления участия добровольцев и местных общин в деятельности биосферных резерватов.

2. Содействовать созданию систем коммуникации в целях распространения информации о биосферных резерватах и об их опыте.

Рекомендации на национальном уровне:

3. Включить материалы о сохранении и устойчивом использовании природных ресурсов на территории биосферных резерватах в школьные программы, учебники, а также программы, распространяемые средствами массовой информации.

4. Содействовать участию биосферных резерватов в международных сетях и программах с целью содействия широкому обмену данными в области образования и привлечения внимания общественности.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

5. Поощрять участие местных общин, школьников и других партнеров в программах образования и подготовки, а также в научно-исследовательской деятельности и мониторинге внутри биосферных резерватов

6. Изготовлять для посетителей биосферных резерватов информационные материалы о них, их значении для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, их социальных и культурных аспектах, а также об их программах и возможностях для организации досуга и образования.

7. Содействовать созданию учебных центров на территории биосферных резерватов, а также снабжать их необходимым оборудованием в целях образования школьников и других заинтересованных групп.

Задача III.4: Улучшить подготовку специалистов и управленческого персонала

Рекомендации на международном уровне:

1. Использовать Всемирную сеть биосферных резерватов для поддержки и развития возможностей в области подготовки кадров и осуществления международных программ.

2. Выделить репрезентативные биосферные резерваты в качестве региональных центров подготовки специалистов.

Рекомендации на национальном уровне:

3. Определить уровень необходимой подготовки для управленческого персонала биосферных резерватов в XXI веке и разработать типовые программы подготовки по таким вопросам, как организация и проведение инвентаризации и мониторинга в биосферных резерватах, анализа и изучения социальных и культурных условий, решение конфликтов и управление ресурсами на основе сотрудничества с учетом существующих экосистем и ландшафтов.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

4. Использовать биосферные резерваты для обучения и подготовки, а также для проведения национальных, региональных и местных семинаров.

5. Содействовать соответствующей подготовке, а также привлечению местных общин и других партнеров к активному участию в программах инвентаризации, мониторинга, научных исследований, осуществляемых в биосферных резерватах.

6. Содействовать развитию программ подготовки, предназначенных для местных общин и других местных представителей (например, для лиц, ответственных за принятие решений, местных лидеров и предпринимателей, для лиц, занимающихся передачей технологий и социальными программами), с тем, чтобы дать им возможность активно участвовать в планировании, управлении и мониторинге биосферных резерватов.

ЦЕЛЬ IV: ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ КОНЦЕПЦИИ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ

Задача IV.1: Интегрировать функции биосферных резерватов

Рекомендации на международном уровне:

1. Выявить и распространить положительные примеры биосферных резерватов (модельных или показательных), опыт которых будет полезен на национальном, региональном и международном уровнях.

2. Предоставлять руководства/советы по разработке и периодическому обзору стратегий и планов действий для биосферных резерватов на национальном уровне.

3. Проводить форумы и использовать другие механизмы обмена информацией для руководителей биосферных резерватов.

4. Подготавливать и распространять информацию о методах разработки менеджмент-планов и политики для биосферных резерватов.

5. Подготовить руководство по вопросам управления биосферными резерватами, включая методы вовлечения местных представителей, изучения различных вариантов управления и механизмов разрешения конфликтов.

Рекомендации на национальном уровне:

6. Следить за тем, чтобы каждый биосферный резерват имел эффективную политику или план управления, а также соответствующий орган или механизм для их внедрения.

7. Поощрять инициативы частного сектора по установлению и поддержанию экологически и социально устойчивой деятельности в соответствующих зонах биосферных резерватов и прилегающих территориях, стимулированию развития местных общин.

8. Разрабатывать и периодически рассматривать национальные стратегии и планы действий для биосферных резерватов. Эти стратегии должны быть взаимодополняющими и должны прибавлять вклад биосферных резерватов к другим национальным механизмам сохранения природной среды.

9. Проводить форумы и другие мероприятия по обмену информацией для руководителей биосферных резерватов.

Рекомендации на уровне каждого заповедника:

10. Определять и обозначать на картах различные зоны биосферного резервата и определять их соответствующий статус.

11. Разрабатывать, внедрять и вести мониторинг выполнения менеджмент-планов или политики управления, включая все зоны биосферного резервата.

12. В случае необходимости, для сохранения ядра, согласно критериям устойчивого развития, расширять буферные и переходные зоны.

13. Определять и создавать институционные механизмы управления, координации и интеграции программ и мероприятий в биосферных резерватах.

14. Обеспечить участие местного населения в планировании и управлении биосферными резерватами.

15. Поощрять инициативы частного сектора по установлению и поддержанию экологически и социально устойчивых видов деятельности в биосферных резерватах и вокруг них.

Задача IV.2.: Укреплять Всемирную сеть биосферных резерватов

Рекомендации на международном уровне:

1. Содействовать обеспечению необходимыми ресурсами внедрение Положения о Всемирной сети биосферных резерватов.

2. Содействовать периодическому рассмотрению деятельности биосферных резерватов в каждой стране, согласно Положению о Всемирной сети, и оказывать помощь странам в принятии мер по обеспечению функционирования биосферных резерватов.

3. Поддерживать работу Консультативного комитета по биосферным резерватам и полностью учитывать его рекомендации и мнения.

4. Осуществлять руководство развитием коммуникаций между биосферными резерватами, с учетом их технических возможностей и укреплять существующие и планируемые региональные или тематические сети.

5. Развивать творческие связи и партнерство с другими аналогичными сетями, а также международными правительственными и неправительственными организациями, цели которых соответствуют целям биосферных резерватов.

6. Поощрять и содействовать организации объединений между биосферными резерватами, а также создание трансграничных резерватов.

7. Повышать наглядность деятельности биосферных резерватов путем распространения информационных материалов, разработки политики в области коммуникаций и повышения их роли в качестве участников Всемирной сети биосферных резерватов.

8. Повсюду, где это возможно, отстаивать включение биосферных резерватов в проекты финансируемые на двух- и многосторонней основе.

9. Мобилизовать частные фонды, бизнес, неправительственные организации для поддержки биосферных резерватов.

10. Разработать нормы и методы сбора и обмена различных видов данных и содействовать их использованию в рамках Всемирной сети.

11. Осуществлять наблюдение, оценку и контроль за внедрением Севильской Стратегии, используя для этого Индикаторы внедрения (см. список индикаторов) и анализировать факторы, которые содействуют достижению намеченных показателей, а также факторы, которые препятствуют этому.

Рекомендации на национальном уровне:

12. Содействовать выделению соответствующих ресурсов для реализации Положения о Всемирной сети биосферных резерватов.

13. Создать орган, которому на национальном уровне будет поручено консультирование и координация деятельности биосферных резерватов и полностью учитывать и использовать его рекомендации.

14. Произвести оценку состояния и деятельности каждого из биосферных резерватов в каждой из стран, в соответствии с Положением о Всемирной сети биосферных резерватов, и предоставлять необходимые ресурсы для устранения тех или иных недостатков.

15. Устанавливать творческие связи и партнерские отношения с другими аналогичными сетями, а также с международными правительственными и неправительственными организациями, цели которых соответствуют целям биосферных резерватов.

16. Изыскивать возможности для организации объединений между биосферными резерватами, а также для создания трансграничных биосферных резерватов.

17. Повышать наглядность деятельности биосферных резерватов путем распространения информационных материалов, разработки политики в области коммуникаций и повышения их роли в качестве членов Всемирной сети.

18. Включать биосферные резерваты в заявки на финансирование, направляемые источникам международного и двухстороннего финансирования, в том числе Глобальному экологическому фонду.

19. Мобилизовать частные фонды, бизнес, неправительственные организации для поддержки биосферных резерватов.

20. Осуществлять наблюдение, оценку и контроль, за внедрением Севильской Стратегии, используя для этого Индикаторы внедрения и анализировать факторы, которые содействуют достижению намеченных показателей, а также факторы, которые препятствуют этому.

Рекомендации на уровне каждого резервата:

21. Сделать информацию о деятельности биосферных резерватов более наглядной путем распространения соответствующих информационных материалов, разработки политики в области коммуникации и повышения их роли в качестве членов Всемирной сети.

22. Мобилизовать частные фонды, бизнес, неправительственные организации для поддержки биосферных резерватов.

23. Осуществлять наблюдение, оценку и контроль за внедрением Севильской Стратегии, используя для этого Индикаторы внедрения и анализировать факторы, которые содействуют достижению намеченных показателей, а также факторы, которые препятствуют этому.

Индикаторы внедрения Севильской стратегии

На международном уровне

1. Биосферные резерваты участвуют в реализации Конвенции по биологическому разнообразию - I.1.1

2. Разработана улучшенная биогеографическая классификация - I.1.2

3. Созданы трансграничные биосферные резерваты - I.2.1; IV.2.6

4. Разработаны и опубликованы руководства - II.1.1;IV.1.4;IV.1.5

5. Реализованные в Сети исследовательские программы - III.1.1

6. Биосферные резерваты, участвующие в международных программах научных исследований - III.1.2

7. Разработаны региональные и межрегиональные исследовательские программы - III.1.3

8. Разработаны механизмы развития новаторских и междисциплинарных исследований в области биосферных резерватов - III.1.4

9. Создан информационный центр научных исследований и методологий, используемых в биосферных резерватах - III.1.5

10. Налажены взаимосвязи биосферных резерватов с иными исследовательскими и образовательными сетями и учреждениями - III.1.6

11. Биосферные резерваты, участвующие в долгосрочных программах мониторинга - III.2.1

12. Разработаны и приняты стандартные методы сбора и хранения данных мониторинга. - III.2.2; IV.2.10

13. Созданы механизмы обмена опытом и информацией между биосферными резерватами - III.3.1

14. Действует система информационных коммуникаций между биосферными резерватами - III.3.2; IV.2.4; IV.2.7

15. Разработаны международные программы подготовки специалистов - III.4.1

16. Определены и созданы региональные обучающие центры - III.4.2

17. Определены и обнародован опыт модельных и показательных биосферных резерватов - IV.1.1

18. Опубликованы руководства и обзоры по разработке стратегий и планов действий - IV.1.2

19. Разработаны механизмы обмена информацией между руководителями биосферных резерватов - IV.1.3

20. Принято на международном и национальном уровнях Положение о Всемирной сети биосферных резерватов - IV.2.1; IV.2.2

21. Действует функциональный и эффективный Консультационный Комитет по биосферным резерватам - IV.2.3

22. Разработаны и усовершенствованы региональные и тематические сети биосферных резерватов - IV.2.4

23. Налажены взаимосвязи с другими сетями и организациями, имеющие цели, созвучные целям биосферных резерватов - IV.2.5

24. Разработаны механизмы благоприятствования созданию объединений биосферных резерватов - IV.2.6

25. Созданы и распространены информационные и рекламные материалы по Всемирной сети биосферных резерватов - IV.2.7

26. Разработаны стратегии включения биосферных резерватов в программы двустороннего и многостороннего финансирования - IV.2.8

27. Разработаны стратегии использования частных фондов и бизнеса и неправительственных организаций в деятельности биосферных резерватов - IV.2.9

28. Используются стандартные методы сбора и хранения данных, принятые во всей Всемирной сети - IV.2.10

29. Разработаны механизмы наблюдения, оценки и контроля за внедрением Севильской стратегии - IV.2.11

На национальном уровне

1. Подготовлен биогеографический анализ страны - I.1.3

2. Проведен анализ необходимости создания новых и расширение существующих биосферных резерватов - I.1.4; II.1.3

3. Биосферные резерваты включены в национальные стратегии и в другие планы по сохранению биологического разнообразия - I.2.2; I.2.3

4. Налажены пространственные связи между биосферными резерватами и другими охраняемыми природными территориями - I.2.4

5. Разработаны планы сохранения in situ генетических ресурсов - I.2.5

6. Биосферные резерваты включены в планы устойчивого природопользования - II.1.2

7. Созданы или расширены биосферные резерваты на территориях ведения традиционного образа жизни коренного населения или с критическими взаимоотношениями людей и окружающей среды - II.1.3

8. Поощряется деятельность и технологии, содействующие сохранению природы и устойчивому развитию в буферной и переходной зонах - II.1.4

9. Созданы и внедрены эффективные планы и политика управления в каждом резервате - II.2.1; IV.1.6

10. Разработаны механизмы выявления несовместимости функций охраны и устойчивого использования ресурсов и обеспечения баланса этих функций - II.2.2

11. Биосферные резерваты включены в региональные планы развития и землепользования - II.3.1

12. Землепользователям предложена модель устойчивого землепользования на территории биосферного резервата - II.3.2; IV.1.7

13. Биосферные резерваты включены в национальные и региональные программы, связанные с политикой охраны природы и устойчивого развития - III.1.7

14. Биосферные резерваты включены в национальные программы мониторинга - III.2.3

15. В школьную программу и учебники включены примеры охраны природы и устойчивого природопользования, практикуемые в биосферных резерватах - III.3.3

16. Биосферные резерваты участвуют в международных образовательных сетях и программах - III.3.4

17. Разработаны модели обучающих программ для руководителей биосферных резерватов - III.4.3

18. Разработаны механизмы обмена информацией между руководителями биосферных резерватов - IV.1.9

19. Положение о Всемирной сети биосферных резерватов реализовано на международном и национальном уровнях - IV.2.12; IV.2.14

20. Создан национальный орган для руководства и координации деятельности биосферных резерватов - IV.2.13

21. Налажены взаимосвязи между биосферными резерватами и другими аналогичными сетями и организациями с близкими целями - IV.2.15

22. Созданы механизмы благоприятствования объединению биосферных резерватов - IV.2.16

23. Разработаны для Всемирной сети информационные и рекламные материалы - IV.2.17

24. Разработаны стратегии включения биосферных резерватов в программы двустороннего и многостороннего финансирования - IV.2.18

25. Разработаны стратегии поддержки биосферных резерватов от частных фондов, бизнеса и неправительственных организаций - IV.2.19

26. Разработаны механизмы наблюдения, оценки и контроля выполнения Севильской стратегии - IV.2.20

На уровне отдельного резервата

1.Проведен обзор интересов различных партнеров и заинтересованных организаций - II.1.5

2. Определены факторы, приводящие к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов - II.1.5

3. Выполнена оценка природной продукции и услуг биосферного резервата - II.1.7

4. Определены стимулы для сохранения и устойчивого использования природных ресурсов местными жителями - II.1.8

5. Подготовлен план справедливого распределения между партнерами доходов - II.1.9

6. Разработаны механизмы для управления, координации программ деятельности биосферного резервата - II.2.3; IV.1.10; IV.1.12

7. Создана локальная консультационная служба - II.2.4

8. Созданы локальные демонстрационные территории - III.1.8; III.2.4

9. Созданы функциональные системы управления данными - III.1.9; III.2.7

10. Биосферный резерват используется для разработки и тестирования методов мониторинга - III.2.5

11. Разрабатываются показатели устойчивости среды к видам хозяйственной деятельности - III.2.6

12. Местные жители и заинтересованные организации участвуют в программах образования, подготовки специалистов, научных исследованиях и мониторинге - III.3.5; III.4.5

13. Подготовлена информация для посетителей резервата - III.3.6

14. Созданы эколого-просветительские центры - III.3.7

15. В биосферном резервате проводится подготовка специалистов - III.4.4

16. Созданы программы обучения и подготовки специалистов - III.4.6

17. Определены и отмечены на картах функциональные зоны биосферного резервата - IV.1.10

18. Буферные и переходные зоны расширены для устойчивого сохранения природы заповедного ядра - IV.1.12

19. Местные жители участвуют в планировании и управлении биосферным резерватом - IV.1.14

20. Поощряются инициативы частного сектора по организации и поддержанию экологически и социально устойчивых видов деятельности в биосферных резерватах и вокруг них - IV.1.15

21. Созданы информационные и рекламные материалы о деятельности резерватов и их роли в качестве членов Всемирной сети - IV.2.21

22. Разработаны стратегии по привлечению частных фондов, бизнеса и неправительственных организации к поддержке биосферных резерватов - IV.2.22

23. Разработаны механизмы для проведения мониторинга за ходом реализации Севильской стратегии - IV.2.23